|
Анник Ле ГерерАроматы Версаля в ХVII-XVIII вв.эпистемологический подход
Непосредственный контрапункт этому благоуханию — чудовищная вонь вокруг
дворца, не ведающего отхожих мест. Тому имеются весьма красноречивые
подтверждения, в частности, следующее свидетельство Ла Морандьер, относящееся
к 1764 году: «Парки, сады и сам замок вызывают отвращение своей мерзостной
вонью. Проходы, дворы, строения и коридоры наполнены мочой и фекалиями;
возле крыла, где живут министры, колбасник каждое утро забивает и жарит
свиней; а вся улица Сен-Клу залита гнилой водой и усеяна дохлыми кошками».
Чтобы лучше понять роль, отводившуюся духам, начнем с церемонии туалета:
в данном случае она весьма показательна, ибо в ней прочитывается теория
гигиены, во многом отличная от современных представлений. Туалет Людовика
XIV, описанный герцогом Сен-Симоном *, не предполагает использования
воды. Единственный ритуал, которому следует король-Солнце, — это омовение
рук винным спиртом. В XVII веке туалет совершался в соответствии с совсем
иными предписаниями, нежели в наше время. Его цель — обойтись без воды,
считавшейся вредоносной, и, напротив, широко использовать душистые составы.
Напомним, что эта тенденция восходит к 1348 году, времени великой эпидемии
черной чумы. С тех пор врачи настоятельно рекомендуют избегать мытья
горячей водой, полагая, что оно ослабляет организм, открывая кожные
поры воздействию зачумленного воздуха. Этот страх перед водой и мытьем
* Мемуары Луи де Рувруа, герцога де Сен-Симона (1675—1755),
посвящены последним десятилетиям царствования Людовика XIV и началу
Регентства (1691—1723 гг.). Описание туалета Людовика см. в изд.: Сен-Симон.
Мемуары. М., Прогресс, 1991. Т. II. С. 317—319. (Здесь и далее знаком
* отмечены примечания переводчика.)
Действительно, проникая в нас, запах, независимо от нашего желания,
заставляет вступить с его носителем в прямой и очень личный контакт.
Поэтому очень рано сложилось представление о том, что запах, в силу
своей всепроникающей способности, обладает большой эффективностью. Кроме
того, считалось, что запах заключает в себе принцип и действенность
любого вещества. Из этого следовало, что запах — не только верный глашатай
материальной действительности, не только активная, но и индивидуализированная
реальность. Поэтому каждое вещество отмечено своим особым запахом: философ
Гастон Башляр назвал это убеждение «субстанциалистским»3.
Тем самым запахи цветов, дерева или камеди несут в себе энергию соответствующего
растения.
Согласно унаследованной от Древней Греции традиции, ароматы, выделяющиеся
под действием солнца, имеют огненную и противогнилостную природу, а
значит, способны препятствовать разложению. Это важнейшее свойство уже
само по себе определяет многообразие применений ароматических веществ:
в них есть особая сила, позволяющая очищать, оздоровлять и укреплять
душу и тело. Считается даже, что ароматические вещества увеличивают
естественные защитные силы организма, изгоняя такие печальные и благоприятствующие
недугам страсти, как страх и тоска.
2 Bachelard G. La formation de l'esprit scientifique.
P.: Vrin, 1980. Р. 115.
Усиленное применение благовоний объясняется именно этой верой в их гигиенические
и профилактические свойства. Быть опрятным значит протирать кожу душистым
болонским мылом с лимонным или апельсиновым запахом; ополаскивать лицо
и руки ароматическим уксусом; опрыскиваться «Императорской водой», «Венценосной
водой», «Великолепной водой». Надо наносить на руки мази из ириса, росного
ладана и сладкого миндаля, очищающие их, но не повреждающие. Непременно
нужно натирать зубы коричной, апельсиновой, гвоздичной или лимонной
пастой. Волосы рекомендуется содержать в чистоте при помощи сандалового,
розового, лавандового, жасминового масла или мази.
Возьмем для примера один из самых знаменитых составов — «Воду королевы
Венгерской»; неразличение медицины и парфюмерии проявляется здесь особенно
наглядно. Эта душистая вода на основе розмарина широко использовалась
как средство туалета и при этом наделялась удивительными профилактическими
и целебными свойствами. По легенде, когда-то семидесятидвухлетняя королева
Венгрии излечилась с ее помощью от всех немощей, вернула себе красоту
и здоровье и была просватана за польского короля. Бленьи оглашает внушительный
перечень целебных свойств этого состава, предназначенного как для наружного,
так и для внутреннего применения: • если
смочить им затылок, виски и запястья, то он восстанавливает испарившиеся
телесные духи, прочищает застойные нервы, улучшает память, придает рассудительности,
силы и веселья, бодрит чувства; --------------------------------------
* Антуан д'Акен (1620-1696), первый медик Людовика XIV
с 1672 по 1693 гг. Выступал против использования хины, ставшей модным
средством в 1680-е гг. Современники считали его неловкость одной из
причин смерти королевы Марии-Терезии, супруги Людовика XIV (1683).
Врачи единодушно уделяют столь важное место ароматам, духам и благовонным
испарениям, поскольку убеждены в их удивительном свойстве: запахи как
ничто иное способны обволакивать человека и проникать в глубину его
тела. Когда в 1686 г. у Людовика XIV развивается опухоль, Антуан д'Акен
лечит его душистым пластырем, куда, помимо прочих ингредиентов, входят
галбанум, опопонакс, мирра, олибан и мастика. Как и все врачи того времени,
первый придворный медик Его Величества считает, что жизненные силы этих
пахучих благовоний могут, проникнув внутрь тела, исцелить от опухоли.
По замечанию эпистемолога Франсуа Дагонье, «глубинная философия» от-
нюдь не чужда древним фармакологическим рецептам.
Об этой общности медицины и парфюмерии свидетельствует и множество иных,
не столь многофункциональных продуктов. Например, «кюкюфы», лечебные
колпаки, начиненные, в зависимости от финансовых возможностей владельца,
либо благовониями, камедью и древесной смолой, либо мускусом и амброй.
Их носят как ночью, так и днем, надевая под шляпу: похоже, они весьма
полезны старикам, чувствительным к холоду и страдающим от головокружений,
катаров, провалов памяти «и других старческих немощей». Существуют также
косметические ткани и платки. Венерин платок — это кусок полотна, вымоченный
на протяжении многих дней в ароматических составах; высушенный, он используется
для сухого умывания лица. По тому же принципу изготавливаются ночные
чепцы и повязки, предохраняющие от морщин.
В ароматических составах вымачивают и белье, используемое в чисто медицинских
целях. Упомяну лишь несколько подобных приспособлений, где благовония
применяются для точечной профилактики. Это и «бодрящие повязки», которые
защищают лицо врача у изголовья больного чумой, и «защитные рубашки»,
специально ароматизированные для работы в госпитале и призванные оберегать
от опасных испарений, которые исходят от зачумленных. Для последних
предназначены пропитанные благовониями саваны. Все эти средства должны
воспрепятствовать распространению чумного духа, «нейтрализуя» его хорошими
запахами.
Другой пример — собачатина, которая входит в состав и мази против веснушек,
и ароматического средства против ревматизма, именуемого «маслом рыжей
собаки» и включающего шафран, алтей и зверобой.
Теми же предписаниями диктуется и выбор весьма мрачного лекарственного
материала, высоко ценимого в эту эпоху, мумие; обращение к нему — это
доведенная до пароксизма попытка усилить жизненную энергию ароматов.
Аббат Руссо прямо говорит об этом: «Поскольку человек — повелитель всех
тварей, то ни одно животное по своим целебным свойствам не может сравниться
с человеческим телом».
Считалось, что это древнее средство пришло из Египта: расхитители гробниц
собирали в саркофагах фараонов пахучую жидкость, по консистенции напоминавшую
мед. Однако повальное увлечение мумие вкупе с жаждой наживы очень быстро
привели к распространению более чем сомнительных составов, которые уже
в XVI веке клеймил великий хирург Амбруаз Паре*. Но поскольку поклонников
этого средства не могли переубедить никакие предупреждения, медики принялись
за создание современных соста-
Запах — «душа лекарства». Медики эпохи настолько в этом убеждены, что
Фуркруа*, член Королевского медицинского общества, профессор химии Королевского
Ботанического сада, незадолго до Революции разрабатывает классификацию
лекарственных средств, основанную на их запахах. Его номенклатура состоит
из семи классов. Она содержит прежде всего амброзийные средства, которые
благодаря сильному и очень действенному аромату стимулируют нервы и
сердце. Подобным эффектом обладают серая амбра, мускус, циветта и сандаловое
дерево. Есть и такие благовонные лекарства, как лилия, жасмин, тубероза,
шафран, чей стимулирующий эффект
Многообразные достоинства, которые приписывали запахам медики, фармацевты
и парфюмеры, естественно, поощряли неумеренное использование духов при
версальском дворе. Для Людовика XIV это пристрастие в конце концов обернулось
аллергией. Но прежде король лично наблюдал за изготовлением предназначенных
для него благовоний, которым занимался знаменитый парфюмер Марсиаль.
В XVIII веке, когда вода постепенно вновь начнет применяться при туалете,
это не нанесет духам никакого ущерба: они широко используются для ароматизации
ванны. И хотя при Людовике XV в версальском замке появляется несколько
ванных комнат, это не отменяет широкого использования душистых смесей,
ценимых за очищающий, предохраняющий и терапевтический эффект.
Решительный перелом происходит во второй половине XVIII века. Развитие
химии мало-помалу заставляет усомниться в профилактической действенности
ароматов, тогда как усовершенствование дистилляционных процессов позволяет
создавать все более тонкие благовония. Все это ведет к обособлению парфюмерии,
которая, отдаляясь от медицины и фармацевтики, обретает новый размах.
В эпоху торжества сенсуалистской философии парфюмеры стремятся прежде
всего потакать чувству обоняния, мало заботясь о том, чтобы защищать
или исцелять от недугов. Этот разрыв с прошлым настойчиво подчеркивается
в «Трактате о запахах» (1777) Антуана Дежана, парфюмера и специалиста
по дистилляции: он сразу заявляет, что намерен вести речь только о благовониях
и стремится угодить лишь здоровым людям.
Но хотя наступление рационализма лишило благовония былого значения,
многовековая память об их сверхъестественных способностях жива и у современных
парфюмеров. Нередко о былом «могуществе» напоминают названия духов:
«Тайна» («Муstère») от Rосhas, «Черная
магия» («Маgie noire») от Lancômе,
«Чародейство» («Sortilègе») от Le
Galion. Так что когда кутюрье Кристиан Лакруа выпускает духи «Жизнь»
(«La vie»), а Кларенс восхваляет достоинства своей туалетной «Живительной
воды» («Еаu dynamisantе»), мы можем констатировать, что старинная вера
в действенность ароматов по-прежнему остается частью нашей системы ольфакторных
ценностей. Перевод М. Неклюдовой
Ароматы и запахи в культуре. Книга 1/ Cост. О.Б. Вайнштейн. М.: НЛО, 2003, с. 293-303.
|