О почитании святых мощей (часть 2)
(Журнал Московской Патриархии, №1, 1997г.)
Профессор МДА И.В. Попов
II. Почему Православная Церковь установила почитание святых
мощей
В творениях святых отцов Христианской Церкви
мы находим троякое основание для установления почитания святых мощей
тех или других угодников Божиих.
1. Останки святых имеют неотразимое религиозно-нравственное
воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности
святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам.
Иоанн Златоуст говорит: "Вид гробницы святого, проникая в душу,
и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто
сам лежащий во гробе молится вместе, стоит пред нами, и мы видим
его, и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой
ревности и сходит отсюда, сделавшись иным человеком".
Если и в обыкновенной, мирской жизни портреты великих людей,
их бюсты, статуи, а особенно гробницы и могилы способны производить
сильное впечатление на почитателей их памяти и пробуждать в них
восторженное преклонение пред их жизненным подвигом, то гробницы
мучеников и подвижников веры и благочестия в Церкви Христовой должны
естественно производить неотразимое, сильное, могучее впечатление
на всех верующих и чтущих их святую память. Следующий исторический
факт подтверждает справедливость предыдущего положения.
В Антиохийской Церкви упадок нравов развился до крайних пределов:
в лесах, с которыми связаны были языческие предания об Аполлоне
и Дафне, устроялись безнравственные оргии, циничные игры; никакие
запреты, никакие увещания пастырей Церкви не помогали. Но вот, наконец,
племяннику императора Констанция пришла в голову мысль построить
в предместье Дафны базилику (храм), перенести в нее мощи особо чтимого
мученика Вавилы, и с тех пор оргии прекратились. Святой Иоанн Златоуст
говорит: "Подлинно, как бы легкий ветерок какой веет отовсюду на
присутствующих при гробнице мученика, ветерок не чувственный и укрепляющий
тело, но могущий проникать в самую душу, благоустрояющий ее во всех
отношениях и свергающий с нее всякое земное бремя". Древние праздники
у мощей святых красноречивее всего говорят о том, как высоко ставила
Церковь их нравственно-назидательную цель. Все средства употреблялись
для того, чтобы использовать чувство близости святого, возбуждаемое
его останками, в целях назидания: читались повествования о страданиях
мучеников, составлялись и затем читались мученические акты, производившие
потрясающее действие на слушателей...
2. Наряду с нравственно-назидательным почитание мощей
в Церкви Христовой имеет еще значение литургическое.
С земною Церковью в общении любви находится и Церковь Небесная,
и такое общение Церкви земной и Небесной выражается в молитве, венец
которой составляет возношение Святейшей Евхаристии: "Ныне силы небесныя
с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы, се жертва тайная
совершена дориносится..." Один из учителей древней Церкви (Ориген)
говорит: "В молитвенных собраниях присутствует двоякое общество:
одно - состоящее из людей, другое - из небожителей..." Мощи святых
и являются залогом их участия в наших молитвах. Вот почему древняя
Христова Церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах
мучеников, причем самые гробы их служили престолом для Таинства.
Когда гонения ослабевали, христиане спешили воздвигнуть храм над
усыпальницей мученика. Так, в Риме построена церковь на месте, где,
по преданию, погребено тело апостола Павла (Евсевий. История Церкви.
11, 25, 3). В Карфагене было две церкви в честь мученика Киприана:
одна на месте его убиения, другая - над его могилой. Здесь у останков
мученика особенно живо чувствовалось его невидимое присутствие.
Поэтому и самый храм в честь мученика назывался его "домом", "жилищем",
а сам мученик - его домовладыкой. Иоанн Солунский в своем сочинении
о чудесах святого мученика Димитрия Солунского говорит, что у сего
мученика два дома: один в Небесном Иерусалиме, другой - в Солуни.
К концу VII века обычай совершать Евхаристию только на мощах мучеников
сделался уже почти узаконением: Франкский Собор постановил, что
престол может быть освящен только в церкви, в которой есть мощи
святых, а VII Вселенский Собор (787) определил, что "на будущее
время всякий епископ, освятивший церковь без мощей, должен быть
извержен" (Правило 7). С этих-то пор введены повсюду в храмах антиминсы,
в которые обязательно влагаются частицы святых мощей и без которых
невозможно совершение Таинства Евхаристии. Таким образом, в каждом
храме обязательно есть мощи святых, и сии мощи, по вере Церкви,
служат залогом присутствия святых при богослужении, их участия в
наших молитвах, их предстательства пред Богом, подкрепляющего наши
молитвы. При положении мощей в антиминс (или под престол, если он
освящается архиереем) читается следующая молитва: "Сам Владыко,
благих податель сый, молитвами святых, их же благоволил еси положению
мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно
бескровную Тебе на нем приносити жертву".
3. Третьим основанием для почитания святых мощей служит
учение Православной Церкви о мощах как носителях благодатных сил.
"Мощи Твои, яко сосуд благодати полный, преизливающийся на всех
к ним притекающих", - читаем мы в молитве Преподобному Сергию. И
это основание стоит в связи с самыми глубокими догматами православной
веры, с догматами Воплощения и Искупления.
Пусть даже людям и удастся устроить земной рай сытости и материального
благополучия, но никакими усилиями не спасут они себя от болезней,
старости и смерти, а следовательно, останутся на земле страдания,
горечь уходящих сил, боль потери дорогих и близких, ужас смерти
- такие бедствия человеческой жизни, пред которыми бледнеют все
прочие... Где же искать избавления от них, как не у благодати Божией?
И эта благодать преподается человечеству чрез посредство тех или
других святых людей, которые и при жизни своей творили чудеса, и
по смерти сообщили эту чудотворную силу своим останкам. Прежде всего
сам Христос как Бог излил Духа Святого на Свое тело, и оно, само
по себе не способное творить чудеса, все было проникнуто животворящими
силами Божества. Поэтому многие чудеса Свои Богочеловек совершал
чрез посредство Своего тела: простерши руку, коснулся прокаженного
(см.: Мф. 8, 3), взявши тещу Петра за руку, поднял ее и исцелил
от горячки (см.: Мф. 8, 14-15), прикосновением исцелил глухонемого
(см.: Мк. 7, 32-36), брением отверз очи слепорожденному (см.: Ин.
9, 6), поднял за руку умершую дочь Иаира (см.: Мф. 9, 25), прикоснулся
ко гробу наинского юноши и воскресил его (см.: Лк. 7, 14-15). Зная
чудодейственность тела Христова, народ всегда теснился ко Христу,
чтобы прикоснуться хотя бы только к одежде Его (см.: Мк. 3, 10);
так чрез прикосновение только к краю одежды Спасителя получила внезапно
исцеление жена, страдавшая кровотечением целых 12 лет, издержавшая
бесплодно на лечение болезни своей все свое имение. И Сам Христос
Спаситель почувствовал при этом исшедшую из тела Его чудодейственную
силу (см.: Лк. 8, 43-46).
|