Вместе с усвоением важнейших истин христианской веры – Боговоплощения, Воскресения Христова и Сошествия Святого Духа на учеников Христовых в день Пятидесятницы – ранняя Церковь коренным образом изменила взгляд на отношение к телу человека после его смерти. С почтением относясь к телу как к храму Святого духа, почитая каждого члена Церкви как сонаследника Господу в Его Воскресении, христианство противопоставило этически пассивному ветхозаветному отношению к смерти переживание смерти как таинства, вводящего человека в новую нескончаемую жизнь с Христом в царстве праведников. Такое понимание связывается с догматическим учением о миссии Церкви освящать каждого человека, пока не изобразится в нем Христос и весь мир Божественною благодатью. На пути, ведущем к освящению и преображению мира, благодатное значение святых Божиих праведников не ограничивается пределами их земной жизни, но продолжается после смерти. На это указывают многие обстоятельства и прежде всего традиция ранней Церкви, чтившей не только память, но и гробницы святых мучеников и совершавшей на гробницах с их святыми останками Божественную литургию. Почитание останков святых было общим верованием и выражением благочестия Церкви с самых первых веков ее исторического существования. Святыми мощами называются сохранившиеся честные останки почитаемых Церковью святых христианских мучеников и угодников Божиих. Благоговейное почитание воздается нетленной плоти или неистлевшим костям целого тела святых угодников Божиих или какой-либо его части. Воздавая надлежащее почитание угодникам Божиим, переселившимся душами своими на небо, потому именно, что в них почивал и почивает Сам Бог, Православная Церковь чествует и оставшиеся на земле мощи угодников Божиих, потому что и тела их удостоились быть храмами Святого Духа (см. 1 Кор. 6, 19; Еф. 3, 16-17). Тело является не только органом души, но и храмом Святого Духа, а потому оно наравне с душой принимает участие и в прославлении усопшего праведника. «Поклоняясь святым мощам, поклоняемся не плоти и крови, а чтим благодать Святого Духа, соделавшую их нетленными своим проникновением», - учит святитель Филарет, архиепископ Черниговский. Догмат о почитании святых мощей, утвержденный на VII Вселенском Соборе, основывается на Священном Писании и Предании. Из Священного Писания мы знаем, что Моисей и сыны Израилевы особую честь воздали мощам Иосифа, когда, выходя из Египта, взяли с собой его тело как некое драгоценное сокровище и принесли его в Сихем, в землю обетованную (Исход 13, Иис.Навин 24). Ветхозаветный человек имел глубокое основание для почитания нетленных останков праведников – это совершение от них чудотворений. Так, когда однажды тело умершего еврея прикоснулось к костям пророка Елисея, то усопший тотчас воскрес (4 Царств 13, 21). Только в Новом Завете началось почитание нетленных мощей. Воскресением Спасителя побеждена была смерть, нетление тел святых является ясным подтверждением этой победы. Святой евангелист Лука перенес из Севастии в свой город, Антиохию, десную (правую) руку от святого тела Иоанна Предтечи как некое драгоценное сокровище в воздаяние за полученное там христианское воспитание. С того времени святая рука Иоанна Крестителя хранилась у жителей Антиохии в великом почитании, от нее совершались многие и большие чудеса. Во времена ранней Церкви честные останки праведный и благочестивых мужей и жен, засвидетельствовавших самой своей мученической кончиной истину о Богочеловечестве Иисуса Христа, изначально пользовались почитанием и любовью со стороны христиан. Раздробленные и рассеченные на части тела святых мучеников собирались вместе, воедино, торжественно погребались в достойных местах или бережно сохранялись членами Церкви. В церковных источниках первых веков христианства мы находим известия о том, что христиане с благоговением собирали кости святых мучеников Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского как «драгоценное сокровище, более дорогое, чем все камни и золото». Язычники же в свою очередь старались уничтожить тела святых мучеников, чтобы они не достались христианам для почитания, почему и бросали святые мощи то в огонь, то в воду. Пруденций (348 – 410 гг.), писатель латинской церкви, свидетельствовал о том, что «верующие собирают пепел от сожженных святых тел мучеников и обмытые чистым вином их кости и все наперерыв стараются добыть их себе, хранить в своих домах, носить на груди святой прах как освященный дар и залог благополучия». На гробах святых мучеников еще в первые века христиане стали совершать Божественную литургию, которая сопровождалась воспоминанием о священных событиях из жизни Христа Спасителя, о Его крестной смерти, о подвигах и страданиях Его учеников и последователей. От этого древнего обычая служить литургию на гробницах святых мучеников ведет свое начало соблюдаемая до сих пор традиция полагать частицы святых мощей под престолы в христианских храмах, вкладывать эти частицы в антиминсы – платы, на которых совершаются литургии. Таким образом, в каждом храме обязательно имеются мощи святых, и эти мощи, по вере Церкви, являются залогом присутствия святых при богослужении, их участия в наших молитвах и предстательства пред Богом. Святой Амвросий Медиоланский при открытии мощей святых мучеников Гервасия, Протасия и Кельсия благовествовал: «Если скажешь мне: что почитаешь в тленном теле? Скажу тебе: почитаю в мученическом теле язвы, принятые за имя Христово; почитаю память добродетели, живущей вечно; почитаю останки, освященные исповеданием Владыки; почитаю в персти семена вечности; почитаю тело, которое учит меня любить Господа и не бояться смерти за Господа. Почему же не почитать того, тела, которого трепещут демоны, уязвившие его в муках, а в гробе прославляющие? Итак, почитай тело, которое прославило Христа на земле, и будешь царствовать с Христом во славе». Святитель Иоанн Златоуст говорил, что мощи святых сильнее поучений и увещаний побуждают людей к добродетельной жизни. Когда мы вспоминаем о том, какое достоинство имеют святые угодники у царя всех Бога, каким блеском, какой славой они сияют, то вспоминаем свои грехи, скорбим и сокрушаемся тем более, чем больше ощущаем нашу бедность в сравнении с их богатством, и узнаем, как далеко отстоим от них. Представление высоких совершенств святого, его веры и любви, его торжества над врагами нашего спасения, естественно устремляет душу к Богу, воодушевляет ее, ободряет, укрепляет и побуждает жить и действовать свято и богоугодно. Благодать святых мощей осеняла своей животворной силой и душу, и тело верующих, врачевала болезни телесные, прогоняла демонов, исцеляла язвы душевные, утешала, ограждала и защищала от внешних бедствий. По статье: архимандрит Платон (Игумнов). Почитание Креста, икон и мощей. //О вере и нравственности по учению Православной Церкви. М.: Издание Московской Патриархии. 1991. с. 277-296. |