Герман Штрак

Народные суеверия в народной медицине и знахарстве

 


 

 

«Как христианский богослов, я хочу только служить истине, ради Господа моего, Который «и путь, и истина, и живот» © Герман Штрак.

 

Герман Леберехт Штрак - доктор богословия и философии, профессор богословия в Берлинском университете.

Один из первых христианских теологов, кто пытался историко-критическими и филологическими методами доказать и обосновать еврейско-старозаветные корни в христианстве. После окончания своего теологического и филологического образования (присуждение докторской степени в 1873 году) Штрак предпринял поездку с научной целью в Россию, где он, кроме всего прочего, занимался исследованиями рукописей древнего востока в Императорской Библиотеке в Санкт Петербурге.

При всем уважении к еврейской религии, Штрак никогда не изменял своим чисто христианским взглядам и интенсивно старался обращать евреев в христианство. Выпускал журналы «Натаниэль» (для работы протестантской церкви в Израиле с 1885 года, а также « Ежегодник протестантского миссионирования среди евреев» (с 1906 года), в которых он опубликовал многие свои статьи.

В 1910 году был избран Гонорарным профессором Берлинского университета и награжден званием «тайного консисториального советника» (в протестантской церкви высший орган церковной власти в стране)

 

***

От редакции журнала: «...на пороге третьего тысячелетия мы можем обозреть весь груз суеверий, отягощавший народную медицину до последнего времени. Этому посвящен материал рубрики «Энциклопедия здоровья», в котором обозревается суеверное представление о целительной силе крови и органов и мистическое их использование... Это вечная проблема, как будет видно читателю по мере знакомства с энциклопедическим материалом, собранным со всей тщательностью, присущей науке и на рубеже XIX—XX столетий в частности. Речь идет об уникальном исследовании Германа Л. Штрака «Кровь в верованиях и суевериях человечества», конспект 8-го издания (1900 г.) которого в рамках озаглавленной темы мы предлагаем широкому читателю»:

***

«Народные суеверия в народной медицине и знахарстве»

Народно-медицинские воззрения восходят к глубокой древности. Свидетельством этому служит написанный в XVI в. до н.э., но по своему содержанию относящийся к более раннему времени «Папирус Эберса. Тайная книга о лекарствах, изданная Г.Эберсом». (Лейпциг, 1875; немецкий перевод H.Ioachim, Берлин, 1890 г.).

Среди лечебных средств Древнего Египта «Папирус» называет следующие:

a) кровь — сухую бычью кровь,

кровь осла, собаки, свиньи и кровь других животных, но не человеческую;

b) мясо — живое мясо, свежее мясо, гнилое мясо, мясо живого быка;

c) молоко — женское молоко, молоко женщины, родившей мальчика;

d) семя — семя 'm'm и семя 'm'mt;

e) кал — человеческий кал, кал крокодила, кошки, собаки, осла, газели и тд.

Менструальная кровь, как и моча, не употреблялась. (Сравни, однако, «Urquell» 1892 г., с.113-116).

Из очень содержательной «Естественной истории» Плиния, погибшего в 79 г. при извержении Везувия, смотри в особенности начало 28-й книги. В одно время с Плинием жил врач Ксенократ из Афродизии, о котором знаменитый Гален (живший в 131—200 гг.) сообщает следующее:

«Он описал с большой смелостью, ссылаясь на собственный опыт, какие болезни могут быть излечены употреблением человеческого мозга, мяса, печени или костей черепа, берцовой кости, костей пальцев, жженых или не жженых, наконец употреблением крови... Он описывает, какое действие оказывает навоз, если намазать им раны или гортань, а также при приеме внутрь. Он говорит также о приеме внутрь ушных выделений... Но самое отвратительное — употребление навоза и менструальной крови... Не так отвратительно употребление навоза или спермы как наружного средства. Ксенократ весьма точно различает действие просто спермы и действие спермы, вытекшей из влагалища после соития».

Гален рассказывает также, что врачи дают кровь голубя, совы, курицы, ягненка, козла. Он сам, однако, считает все эти и многие другие средства, взятые из мира животных, отчасти вредными, отчасти же излишними, так как есть множество других испытанных средств.

Г.Штрак полагал, что изданная анонимно книга «Домашняя аптека» («Hausz-Apotheke») является только выражением народно-медицинских верований того времени. Но в 1892 году он убедился, что всего полтораста лет назад выраженные в этой книге взгляды разделялись в широких медицинских кругах.

Сочинение Христиана Франца Паулини, напечатанное в 169/ году во Франкфурте-на-Майне, приводится теперь почти исключительно как характерный образчик столь же грязного, сколь смешного суеверия. Но напрасно. Автор этой книги, родившийся 25 февраля 1645 г., получил после многолетних медицинских занятий и далеких странствований почетное приглашение занять профессорскую кафедру в Пизе, отклоненное им только по болезни.

Позже, после частной практики в Гамбурге и Гольштейне, он стал лейб-медиком и историографом мюнстерского епископа Х.Бернгарда и оставался в этой должности до самой смерти последнего в 1678 году. Затем он жил в Вольфенбюттеле и Гамельне, пока не получил в 1689 году должности городского врача в своем родном городе Эйзенахе. В этой должности он умер 10 июня 1712 года. Об оживленной литературной деятельности его в области поэзии, естествознания, медицины, а также исторического исследования имеются сведения у Moller в «Cimbria literate» (Копенгаген, 1744 г.) и K.F.N.Marx «Zur Beiutheilung des Arztes Christian Franz Paullini» (Гетгинген, 1872 г.). Последний говорит, между прочим: «Медицина принимает почти с каждым столетием новую форму; но это не дает нам права относиться с презрением к остаткам былого, хотя бы и странного, и имя Паулини заслуживает быть отмеченным, как имя мыслящего, сведущего, добросовестного врача и одного из самых трудолюбивых людей своего времени». (См. Abhandhingen der G6ttinger Gesellschaft der Wissenschaften». Том 18).

Родившийся в Вестфалии и практиковавший во Франкфурте-на-Майне Иоанн Шредер ?1600—1664) составил медицинский сборник: «Clavis phar-maceutica Ioh. Schroederi cum thesauro phar-maceutico», изданный в 1681 году в Галле с примечаниями галльского физика Фр. Гофмана-старшего (ум. 1675). Сравни, Poggendorf, Biographisch-litter. «Worterbuch zur Geschichte der exakten Wissenschaften» II, с 843). На немецком языке появилась переработка этого сочинения впервые в Нюрнберге в 1685 г. Второе издание книги составляет фолиант в 1500 страниц и озаглавлено «Полная и очень полезная аптека, или Прекрасно составленное медико-химическое ценное сокровище медицины Иоанна Шредера с превосходными комментариями Д.Ф. Гофмана».

К этому сочинению, положенному в основу исследования Г.Штрака, сделаны добавления, взятые из превосходнейших сочинений знаменитейших современных медиков и других ученых. По неоднократно выраженному «желанию немецкого народа и для вящей пользы его» издана «G.D. Koschwitz M.D.S.P.», Нюрнберг, 1693. (К. есть, по-видимому, умерший в Галле в 1729 г. профессор медицины Георг Даниель К.)

Глава 33 второй книги, трактующей о лаборатории, озаглавлена: «О крови». В тексте сказано: «Хотя в лабораториях не держат крови, тем не менее она порой употребляется, в особенности, когда она еще свежа». И затем перечисляется кровь уток, гусей, собак, голубей, лошадей, коров, человеческая кровь — менструальная кровь, заячья, кровь куропаток, быка и горлицы.

В 5-й книге, где изложено «учение о животных», большой раздел в 20 страниц посвящен человеку. Начинается этот раздел (с. 31) следующими словами:

«Естественные аптечные средства получаются и от живого еще тела, их составляют в этом случае: 1) волосы, 2) ногти, 3) слюну, 4) выделения ушей, 5) пот, 6) молоко, 7) менструальную кровь, 8) детский послед, 9) мочу, 10) кал, 11) семя, 12) кровь, 13) камень, 14) черви, 15) вши, 16) кожа на голове новорожденного;

или же средства берутся из частей мертвого тела: 1) весь труп, 2) кожа, 3) жир, 4) кости, 5) кости черепа, 6) растительность на черепе, 7) мозг, 8) желчь, 9) сердце».

На с. 33 читаем:

«Возникает теперь вопрос, можно ли принимать внутрь менструальную кровь? На это мы отвечаем утвердительно. Берут тряпку, обильно смачивают ее менструальной кровью и дают просохнуть. Перед употреблением вытягивают кровь из тряпки настоянным на морском луке уксусом. Кровь эту можно употреблять для облегчения женщине менструации. Наружное употребление таково. Кусок холста, смоченный этой кровью и просушенный, кладут на рожу, также на другие опухоли; она успокаивает также разные боли, особенно от подагры. Такая тряпка, надетая на шею больному, излечивала перемежающуюся лихорадку. Девушки готовят из этой крови любовное питье, которое вызывает обыкновенно бешенство или безумие».

Еще в «Thesaurus medicamentorum» D.W. Triller, изданном во Франкфурте-на-Майне в 1764 г., значатся в числе лечебных средств: Stercus caninum album (album graecum), pavonum stercus, vaccae stercus et urina, butones exiccati, cervi priapus, equi testes etc.

О книге рецептов эттенгеймского городского хирурга, Ioh. Cour. Maclileid, обнимающей собой время 1730—1790 гг., смотри: «Anzeiger des Germanischen Nation-almuseums», Нюрнберг, 1895 (с. 89 и дальше), «Urquell», 1897 г., с. 167-169. В книге указывается, между прочим, следующее средство «против рези»: «Возьми 3 больших вши с больного, если же у него нет, то возьми с другого. Дай ему есть их в хлебе. Верное и испытанное средство. Не следует, однако, говорить об этом больному, ибо он откажется принимать их».

Много относящегося сюда материала можно найти в книге «Neu eroflhetes, wun-dersames Arznei-Kastlein, darin allerlei griin-dliche Naclmchten, wie es unsere Voreltem mit den Heilkraften der Thiere gehalten haden, zu flnden sind», зоолога Вильяма Маршалла, появившейся в Лейпциге в 1894 г. (127 с, в конце 11 с. с указанием литературы), но ставшей известной (Г.Штраку. — Прим. ред.) лишь в ноябре 1899 г. Приводятся из нее некоторые отрывки.

«Дрезденская аптечная такса 1652 г. содержит указание на 51 сорт животного жира, между ними — человеческий жир и обезьяний. Человеческому жиру приписывается способность действовать укрепляюще, разъединять сросшееся, успокаивать боли, смягчать затвердевшие рубцы и удалять оспины. Жир обезьяны действует равным образом как мягчительное средство. Львиный жир укрепляет и размягчает опухшие железы, а против лишаев следует втирать жир от леопарда, смешанный с лавровым листом...

В королевской таксе Пруссии 1749 г. значится, между прочим, спирт, настоянный на человеческом мозге...

Медицинское искусство наших предков не оставило без внимания детского последа и пуповины. Первый употреблялся наружно и также давался внутрь против эпилепсии и для облегчения родовых болей, последняя продавалась в немецких аптеках до середины прошлого столетия...

Еще великий Фридрих Гофман рекомендовал в прошлом столетии следующий рецепт против эпилепсии: весь пепел от молодой, еще не оставившей гнезда вороны и горлицы, 2 лота обожженных костей человеческого черепа, 2 лота липовых почек, 1 лот львиного кала. Каждое из этих веществ вымачивается отдельно в водке, а полученные таким способом жидкости смешиваются.

Проф. д-р I.L. Pagel в Берлине писал (Л.Штраку. — Прим. ред.) в августе 1892 г.:

«Вы совершенно правильно заметили, что считавшееся раньше в медицине научной аксиомой, а потом оставленное продолжает еще долго считаться таковой у народа. И это не только в виде суеверия, но и совершенно серьезно.

Примером может служить известное учение отца анимизма Георга Эрнста Сталя (проф. в Галле, умер в 1734 г. лейб-медиком в Берлине) о золотой вене и о благотворном действии геморроя или же употребление арниковой мази для лечения ран. Ошибочно объявили народным суеверием то, что долго и серьезно считалось догмою у профессиональных представителей медицинской науки.

Между врачом и народом существует, в конце концов, взаимодействие: обе стороны дают друг другу и берут друг у друга».

Об употреблении крови в современной медицине см. L.Landois, «Transfusion des Blutes», Лейпциг, 1875 (с. 358), «Beitrage zur Tr. des Bl.» 1878, (c. 58); O.Hasse, «Lammbluttransfusion beim Men-schen», С.-Петербург, 1874 (78); F.Ge-sellius, «Die Transfusion des Blutes», С.-Петербург, 1873 (с. 87).

Начнем этот раздел двумя цитатами из «Естественной истории» Плиния (XXVIII, 1, 2).

«Страдающие падучей болезнью пьют даже кровь гладиаторов непосредственно из ран, точно из живых кубков... Считается самым действенным средством пить кровь еще теплой, еще струящейся из самого человека, впитывая, таким образом, из отверстия раны самое дыхание жизни». Там же (4, 10):

«Человеческая кровь, из какой бы части она ни истекала, очень хорошо действует, по утверждению Орфея и Архелая, при воспалениях горла; а если помазать ею рот человеку, упавшему в припадке падучей, то больной тотчас же поднимается».

Скрибоний Ларг, автор «Medicamentorum composition.es», живший в I веке, рекомендует употребление человеческой крови при эпилепсии. Такой же совет дают врачи византийского периода (III— VI век) Аеций и Александр из Траллеса.

В «Die Chronik des Abtes Regino von Priim» (перевод E.Dummler, Лейпциг, 1890, 93) сообщается под 889 годом о венграх: «Они едят, как говорят (ut fama est), сырое мясо, пьют кровь и в качестве целебного средства глотают куски разрубленного сердца своих пленников». О сходных фактах упоминает и епископ Лиудпранд из Кремона в «Ап-tapodosis» II, 2 («Opera ornnia, recogn. E.Dummler», Ганновер, (с. 87, 28).

Когда в 1649 г. ирокезы захватили миссионерскую станцию Сент-Луи и иезуит Жан де Бребеф, утонченными пытками замученный до смерти, не дрогнул даже, когда его скальпировали, то дикари толпами сбегались, чтобы выпить крови такого храброго врага. Один из предводителей вырвал затем у него сердце и съел его (Parkmann. «Iesuits in North America in the 17-th century» (c. 389 и ел.).

Народная медицина, или, лучше сказать, народное суеверие — необычайно часто останавливала и останавливает свое внимание на месячной крови женщины. О том же см. у Н. Ploss («Das Weib in der Natur und Volkerkunde, Antropologische Studien 4 A. ufl. herausgeg. v. M. Bartels», Лейпциг, 1895, главы «Меп-strualblut als Arzenei— und Zaubermittel» и «Liebeszauber»).

Что этому средству придавали большое значение в средние века, мы видим из многочисленных, появившихся, главным образом, в период между 600 и 1000 г., пенетенциалов (См. H.I.Schmitz. «Die Bussbiicher und die Buss-disciplin der Kirche», Mainz, 1883). В так называемом пенетенциале Теодора Кентеберийского — в 7 гл., 3 (Schmitz, с. 530), в гл. 14, 15, 16 (536). В «Poenitentiale Cummeani», I, 17, 35, 36, 617 и ел. Мы находим то же, что у Теодора, эти же положения повторяются в «Poenitentiale Parisiense» (18, 683). То же повторяется в «Ordo poenitentiae, Codex Barberini» (748) и в постановлениях Пражского Собора (см. С.Holler, «Concilia Pragensia», Прага, 1862, XI, XII).

Что под кровью лиц женского пола понималась менструальная кровь, ясно из собраний церковных постановлений вормского епископа Бурхарда (1012— 1022 гг.), в 19-й книге (Corrector et Medicus), в §39. Подобные же свидетельства мы находим у аббата Регино из Прюма (ум. 915) в «De synodalibus causis» II, 359, 378 и далее (Изд. Wasserschleben, Лейпциг, 1840, 354, 359); у Hrabanus Mau-rus (ум. 856) в «Liber poenitentium» (Собрание сочинений. Кельн, 1627 г., т. VI); в «Regesta rerum Boicarum», 1421 г. и т.д.

Гильдегарда, настоятельница монастыря на Рупертсберге у Бингена, умершая в 1179 году, рекомендует в своих «Libri subtilitatum diversarum natur. creatur» (изд. Migne, Париж, 1855), древнейшей в Германии книге по монастырской медицине, заключающей в себе некоторые сведения и о народной медицине, ванны из менструальной крови против проказы. Там же сообщается, что теплая маточная кровь девушки облегчает сильные боли, если смоченною в ней тканью обернуть страдающего подагрой

В космографии араба Захарии бен-Магомета a] Qazwtni (1283 г.) (изд. F. Wiistenfeld, Геттинген, 1848) сообщается в гл. I, с. 366: «Менструальная кровь исцеляет смазанный ею укус бешеной собаки, помогает также от узловатой проказы и черной чесотки». Относительно этих болезней дает указания и I.M.Hd'nigberger в своей книге «Friichte aus dem Morgenlande» (Вена, 1853. (с. 542 и ел.); на с. 367 мы читаем: «Кровь менструаций девушки, примененная как мазь, помогает против бельма на глазном яблоке». Приведем целый ряд указаний на целебные свойства менструальной крови при различных болезнях.

«Чтобы избавиться от чесотки, надо носить в продолжение 3 дней рубашку, которую носила женщина во время менструаций» (Hieflau, Fossel, 135)

В «Hausz-Apotheke», (с. 45) сообщается следующий рецепт: «Поэтому высоко ценится первая менструальная кровь девушки; ее сохраняют на рубашке или полотне, и затем, смочив в уксусе или розовой воде, прикладывают к чумным опухолям, оспинам, вередам, повторяя это один или несколько раз, смотря по силе болезни; это великолепное средство».

В Франшконте, как средство против испорченной крови — sang gate* — рекомендуют столовую ложку менструальной крови женщины или еще лучше девушки; кровь принимают в стакане горячего вина с сахаром (Melusine, I, с. 402).

В народной медицине кровь нередко упоминается также как любовный напиток. «В Верхнем Пфальце... пот и несколько капель менструальной крови подмешивают в питье тому, чье расположение хотят приобрести» (Lammert, с. 151 и ел.).

Адвокат LFuld в Майнце вел в 1885 г. в Кольмарском округе дело о разводе; на суде выяснилось, между прочим, что жена, желая сохранить привязанность мужа-помещика, влила ему в кофе несколько капель sanguis menstruus (менструальной крови).

Девица Б. в Шлезвиге дала в 1888 г. своему возлюбленному несколько капель своей sanguis menstruus в кофе. «Ну, теперь он от меня не убежит!» — с торжеством воскликнула она; но он все-таки изменил ей. (Сообщение H.Carstens в «Dahrenwurth bei Lunden», июль 1892).

Так же поступила Leila d'Errico, чтобы привязать к себе своего любовника, князя Венозского. О ее процессе в 1603 г. сообщает Luigi Amabile, в «II santo officio della Inquisizione in Napoli (Citta' di Castello, 1892. CM. «Urquell», 1895, 12).

To же суеверие мы встречаем и в венгерских народных верованиях (см. «Urquell», 1892, с.269), то же и у цыган, о чем сообщает H.v. Wlislocki (77, 83— 85. Сравни еще I.W.Wolf, «Beitrage zur deutshen Mythologie I», Геттинген, 1852, c.210).

«Простые и красные родимые пятна, также веснушки исчезают, если их помазать теплой менструальной кровью, последом или кровью из пуповины... перворождающей», — сообщает Lam-mert (с. 184 и ел.). То же и в документах из Нижней и Верхней Франконии.

«Родимые пятна излечиваются... если смазывать их кровью свежей пуповины и тереть свежим последом...». «Красные родимые пятна покрывают полотняной тряпкой, смоченной свежей менструальной кровью» («Ин-ская долина», Fossel, 134, 56).

«Веснушки, особенно у женщин, пытаются сводить, смазывая их... теплой менструальной кровью» («Обер-ланд и окрестности Граца», Fossel, 135). «Смазывание бородавок свежей менструальной кровью... обычай повсеместный» (Fossel, 140).

Несколько иначе поступают в этих случаях в Ольденбурге: «Чтобы свести бородавку, ее смазывают кровью из чужой бородавки, кровь же из своей бородавки вызывает только еще больше бородавок» (Strackerjan I, 83).

* В «Hausz-Apotheke» (с.50): «Подагрические боли облегчает месячная кровь девушки, если еще теплой кровью смазать больные места». У Fossel (Steiennark, 166) читаем: «Компресс из менструальной крови давно известное средство против ревматизма».

** В «Hausz-Apotheke» (с.45): «Средство всегда одерживать верх при борьбе и в турнирах. Возьми кусок рубашки девушки, впервые получившей месячные очищения. Оберни его новой подвязкой, которую сшила чистая дева, и привяжи все это на голое тело под правую руку и ты испытаешь действие Этого средства» (Staricus im Held-enschatz, с. 97)

В Ольденбурге считают, что и мужчина посредством крови может снискать расположение любимой девушки: «Наиболее употребительное средство следующее: дают другому лицу внутрь какую-нибудь часть своего собственного тела, например, три капли крови в стакане вина или кофе», — сообщает Strackerjan (I, 96).

Относительно Пруссии подобные же сведения находим мы у Frischbier (с.159): «Если желаешь приобрести взаимность любимого существа, то надо тайно дать ему в пище или питье капли собственной крови». Или: «Женщина зарывает волос мертвеца и собственные menses в том месте, где муж имеет обыкновение мочиться; этим способом она думает обеспечить себе сохранение супружеской верности» («Siebenburger Sachen», «Urquell», 1893, с.98).

Пережитки тех же суеверий можно видеть в следующих поверьях. «Тот, кто не может возбудить в себе любовь к прекрасному полу, пусть в пятницу вечером молча, при лунном свете, наденет девичью рубашку, а утром в воскресенье пусть снимет ее. Любовь проснется.» («Konow», Kreis Kammin. U.Jahn, N> 54).

В 1880 г. Татьяна Тимошенкова, чтобы расположить в свою пользу судей, дала им выпить воду, в которой перед этим вымылась (Левенштим, 77).

В окрестностях Коттбуса девушка, чтобы привязать к себе возлюбленного, потихоньку плюет в его стакан с пивом.

При задержке менструации рекомендуется (Франкония) следующее средство: «Надо выпить воды, в которой растворена первая кровь девушки или вымыть рубашку с такой же кровью; или же надо надеть рубашку, испачканную свежей менструальной кровью» (Lammert, 148).

Известны примеры употребления других видов крови для лечебных целей в средневековой медицине. Хирург Не-inrich von Mondeville, живший около 1304 г. в Монпелье, а с 1306 г. в Париже, говорит об этом в своей «Хирургии», изданной I.L. Pudel (Берлин, 1892, с.555). Позже Guy de Chauliac, самый выдающийся хирург средних веков (работал в Монпелье, Болонье, Париже и, наконец, был папским лейб-медиком в Риме), в своем большом трактате по хирургии, составленном или изданном в 1363 г. (Tract. VI, 1,1 Paris, 1891, 401) говорит об употреблении крови по поводу лечения затвердений после переломов или при болезнях суставов или нервов.

Кровь употреблялась также как средство против бешенства.

Об этом у Y. Wellhausen в «Reste arabis-chen Heidcntumes». (Берлин, 1887, с.142) говорится: «Бешенство от укуса собаки вылечивается королевской кровью (Kitab al-Aghani, ed Bulaq. XIII, 36, 22 и до XIV, 74, 28 Arabb. Prow. I, 488. Hamasa 372, 9, 725, v. 5. Versio lat II, c.583 и ел.). Масса примеров показывает, как широко было распространено это поверье у арабов.

Наиболее вероятное объяснение его в том, что царская кровь считалась божественной. Аристократия — это ось рода, она та прямая генеалогическая ветвь, которая наиболее непосредственно связана с божественным предком. Царская кровь — это не только кровь царствующего короля, но кровь того рода, из которого выбираются цари и князья, например, род курашитов, к которому принадлежат халифы. Поэты, льстя курашиту, говорили: «Твоя кровь исцеляет от бешенства».

О том же у Caussin de Perceval в «Essai sur l'historie de l'Arabie»;

«Его кровь (короля Джодайма) заботливо сохранялась в сосудах, потому что тогда все верили, что кровь царей является специфическим средством против безумия или одержимости».

Кровь считалась хорошим средством и от судорог у детей. «Отец делает себе укол в палец и дает ребенку в рот три капли крови из раны», — сообщает Lammert об обычаях в Баварии (с.125).

«Против детских конвульсий: пусть отец даст ребенку три капли крови из первого сустава безымянного пальца» (Rakow. «Из поверий неиштеттинского округа», U.Jahn, № 519).

В «Hausz-Apotheke» (на с.40 и ел.) читаем:

«Необыкновенное свойство человеческой крови таково. Если прогнать через куб кровь молодого, здорового человека лет тридцати, то она восстанавливает любой слабый организм, используется при всех заболеваниях мозга, памяти и всех способностей души, изгоняет всякий яд из сердца, исцеляет всевозможные болезни легких, очищает кровь лучше всех других лекарств, хороша при всяких брюшных заболеваниях и боли в пояснице, увеличивает количество крови и семени.

Имеется ряд свидетельств и об употреблении в лечебных целях человеческого мяса (смотри: Fr.LWalther «Von men-schenfressenden Volkem und Menschenopfem», 1785; RAndree. «Die Anthropophagie». Лейпциг, 1887). У H.Gaidoz в «L'anthropophagie» в «Melusine 1П» (c.334—346, 361—363, 385-389, 409-411, 433-435, 457-460, 481-487, 505 и ел.) на с.385 и ел. даны примеры существующего в Китае и Тонкине поверья, что если съесть часть человеческого мяса, особенно сердца или печени человека, то становишься обладателем его храбрости. Далее смотри у P.Bergemann «Die Verbreitung der Antluopopliagie iiber die Erde und Ermittelung einiger Wesensziige dieses Brauches». Bunzlau, 1893 (c.53); R.S. Steinmetz, «Endokan-nibalismus». Wien, 1896; H.Kem «Menschen-fleisch als Arznei», в журнале Ethnographische Beitrage (Festgabe zur Feier des 70. Geburtstages von Prof. Ad. Bastian, Лейден, 1896, с. 37-40). Дополнением к этим четырем трудам может служить статья F.S. Krauss, сообщающая сведения об обычаях южнославянских областей («Menschenfleischessen,» в «UrgueU», 1897, 1-5, 117-119).

В Мазурском крае разбойник, убив кого-нибудь на большой дороге, отведывал немного его крови, веря, что тогда кровь убитого не будет его преследовать. Когда черногорцы отрубали голову турку или арнауту, то они слизывали его кровь с ятагана — в убеждении, что тогда кровь не бросится им в ноги, т.е. они не потеряют присутствия духа. Если в том же крае двое хотят побрататься, то они выпускают друг другу кровь из пальца и высасывают ее (стр. 117). Стр. 347—350 содержат сведения о случаях во время беспорядков в Кроации (Хорватия. — Прим. ред.) в 1897 г.

Уместно также здесь упомянуть о жажде человеческой крови или человеческого мяса у некоторых сумасшедших и беременных. О первых говорится в «Преступнике» Ломброзо; факты относительно тех и других приводит R.Leubuscher в своей книге «Uber Wehrwolfe und Thierverwandlungen im Mit-telalter», (Берлин, 1850, 57—63): «Бишель, подкалыватель девушек», «Бертран, уродователь и осквернитель трупов» и т.д. (сравни еще Daumer I, 148—155 «Каннибализм в первые века христианства» и дальше, в главе 13.

Об употреблении крови святых также говорит Daumer I, 121: когда св.Власий (при императоре Диоклетиане) был замучен, семь христианок помазали себя его кровью (см. Wicelius. «Chorus sanctorum omnium». Koln, 1554, 39).

Вино, употребляемое при причастии, и просфоры относятся сюда же, поскольку их употреблению приписывалось влияние на телесную жизнь человека. Касательно крови Христовой в евхаристии в огласительном поучении Кирилла Иерусалимского (около 348 г.) сказано: «Если у тебя останется на губах капля ее, то помажь ею глаза и лоб и освяти их». О сказаниях, связанных с кровью Распятого (см. особенно у I.N.Sepp, «Das Leben Iesu Christi», V. Pe-генсбург, 1861 г.), по Исландии см. у Feilberg («Urquell», 1892, с.87, и ел.), по Польше см. у Schiffer (там же, с. 147 и ел.). Многие преступники убеждены, что безнаказанно можно давать ложную клятву, если при этом иметь при себе кусок облатки от святого причастия.

Учение о пресуществлении, разработанное уже в середине IX века Пасхазием Радбертом, а в 1215 г. признанное церковью на лютеранском Соборе, дало возможность связать с евхаристией грубо-чувственное, а потому и суеверное представление.

С конца XIII столетия явление «источающих кровь св. Даров» нередко давало повод к обвинению евреев в том, что они прокалывают или прорезают и, таким образом, оскверняют их; это обвинение вызвало целый ряд еврейских погромов.

Об этом, кроме Ehrenberg, говорят и следующие авторы: Mc.Caul, «Reasons for believing», с. 12 и ел.; Casarius von Heisterbach (первая половина XIII века) в 9-й книге «Dialogus miraculorum» (Изд. I. Strange. Кельн, 1851); Хроника Иоганна из Винтертура, переведенная B.Fruiler, Winterthur, 1866, с.179 и ел.; O.Stobbe, «Die Juden in Deutschland wahrend des Mittelalters», Braunschweig, 1866; E.Breest, «Das Wunderblut von Wilsnack» (1383-1522).

Документальную историю его см. в Markische Forschungen XVI (1881, с. 131— 302). Далее у F.Holtze, «Das StrafVerfahren gegen die markischen Juden im Jalire 1510» («Schriften des Vereins fiir die Geschichte Berlins», Heft 21), Berlin, 1884, 22, 28; G.Sello в «Forschungen zur R.Koser zur Brandenburg u. Preussischen Geschichte» IV, L. 1821 (o том же процессе); имена 36 сожженных евреев по «Memorbuch von Minden» дает D.Kaufmann в «Magazin fur Wissenschaft des Judenthums», Берлин, 1891, c.48—53.

Германскому естествоиспытателю Эренбургу принадлежит заслуга разъяснения этого темного явления (см. «Ver-handlungen» Берлинской академии наук от 26 октября 1848 г., с.349):

«Г.Эренбург показал, что знаменитое с давнего времени чудо появления крови на хлебе и другой пище происходит теперь, перед нами, в Берлине, и объяснил это явление действием неизвестного прежде микроскопического существа».

Там же (на с.349—362) Эренбург приводит длинный ряд случаев, в которых кажущееся, но считавшееся действительным появление крови на просфорах ш подобных предметах объясняется развитием особого рода бактерий, которые до 1810 г. были совершенно неизвестны (открыты Dr.Sette в Падуе) и только в 1848 г. более подробно исследованы автором доклада; отсюда ясно, насколько несправедливо было обвинение евреев в осквернении св. Даров.

Он пишет: «Я очень легко пересаживал разводку на облатки. Лучше всего она проявляется на вареном рисе. В закрытых сосудах и тарелках в теплом воздухе она развивается поразительно легко. Какая производительность! Какая сила!". Дальнейшие сведения о Monas Prodigiosa или пурпурной монаде (Schroeter, "Bacicridium prodigiosum", Cohn, "Micrococcus prodigiosus".). Эренберг сообщил 15 марта 1849 г. (Там же 1849, 101-116). См. о том же E Binz в "Verhandlungen des naturhistorischen Vereins der preussischen Rheinlande u. Westphalens", Bonn XXIX (1872); отчеты о заседаниях, стр. 166-169, 210

(К этому В. прибавляет по Rainald'y "Annales ecclesiastici", VI, 125 (Lucca, 1750): "Хорошо осведомленный относительно отлично поставленной фабрикации чудес, он (Бенедикт XII в 1338 г.) ответил на запрос герцога австрийского касательно источающих кровь Св. Даров в Пассау, что предварительно следует подробно расследовать дело, так как доказано, что на этой почве уже происходили обманы. Он написал и епископу, чтобы расследование он вел именно с точки зрения уже встречавшихся ранее подделок, и рекомендовал строго на-казать своею церковною властью тех, кто окажется в том виновным".). Далее — I. Schroeter, "Uber einige durch Bakterien gebildete Pigmente (в Beitrage zur Biologie der Pflanzen". Издание Ferd. Cohn. Второй выпуск, 2 издание Breslau, 1881, 109-119); F. Cohn, "Untersuchungen uber Bakterien" (в "Beitrage" и т.д. 153); Lcunis "Synopsis der Pflanzenkunde", III, 634.

Мнение, что проказа может быть исцелена только человеческой кровью, было очень распространено, особенно в средние века.

У братьев Гримм («Der arme Heinrich VOQ Hartmann von der Aue» (издано с пояснениями в Берлине, 1815 г., с. 172 и ел.) мы читаем:

«Испорченное и расстроенное в самом существе своем здоровье может быть исцелено и освежено только сближением с чистым; обычные средства — травы, отвары, камни, которые действенны в отдельных случаях, тут бессильны; необходимо полное уничтожение зла и новая помолодевшая жизнь.

Как на такую обычно неизлечимую, уступающую только чуду, болезнь смотрели на проказу и на слепоту. Чистую кровь девушки или ребенка считали источником жизни, который уничтожает эти болезни и рождает новую, плодоносную жизнь... Больной должен в ней выкупаться или быть окроплен ею; и тогда он становился чистым и свежим, как девушка или ребенок».

Вероятно, самое древнее свидетельство о существовании этого поверья мы находим у Плиния (N.G. XXVI 1, 5). Он говорит о (Elephantiasis) проказе:

«Эта болезнь свила себе особенно прочное гнездо в Египте; и если ею заболевали цари, то это было роковым хтя народа; потому что тогда для исцеления от болезни скамьи в банях согревались человеческой кровью».

С этим поразительно совпадают старинные толкования к книге Исхода, известные под названием «Midrasch Schemoth Rabba» (2, 35):

«Умер царь Египетский, т.е. он заболел проказой, а на прокаженного (см. Числа 12, 12) смотрят, как на мертвого». И «дети Израиля стонали». Отчего? Оттого, что сведущие в иероглифах египтяне сказали царю: «Для тебя нет другого средства спасения, кроме следующего: пусть убивают каждый вечер 150 и каждое утро 150 маленьких израильтянских детей, и ты ежедневно купайся в их крови. Когда израильтяне узнали об ожидающей их тяжелой судьбе, они начали плакать и стонать» (сравни с этим вариант, так называемый Pseudo-Ionathan: «Царь Египта заболел проказой. Тогда он приказал убить перворожденных детей израильских, чтобы искупаться в их крови»).

По сказаниям, Константин Великий, еще будучи язычником, был поражен проказой в наказание за преследования христиан. Ни туземные врачи, ни персидские ученые не могли ничего сделать со страшною болезнью. Тогда жрец Юпитера Капитолийского объявил, что царь должен искупаться в детской крови. Собрали детей, но плач матерей растрогал царя, и он объявил, что лучше пусть страдает он один, чем причинять страдания стольким людям. Получив во сне откровение отправиться к папе Сильвестру, он обратился в христианство и после крещения выздоровел.

Так сообщает об этом Симеон Ме-тафраст в жизнеописании Сильвестра; также Михаил Глика, Никифор Кал-лист и Reali di Francia, гл. 1. Что этот совет дан был языческими жрецами, рассказывает армянский историк Моисей Хоренский (487 г.). Сообщение же Георгия Кедрена, что ванну из детской крови посоветовали еврейские врачи, основано на тенденциозном извращении древнейшего предания.

Далее приведем следующие свидетельства.

Из «Пентамерона» («Pentamerone» III: 9):

«Великий турок (т.е. волшебник, великан, великий враг) болен проказой и может получить исцеление, только искупавшись в крови великого князя». Он приказывает поймать такого, однако князю удается спастись бегством (Гримм, с. 178 и ел.).

«Из истории святого Грааля» (Histoire de sainci greaal», (Paris, 1523, Fol. 225):

«Галаад, Персеваль и Боорт ездили вместе, и с ними сестра Персеваля; они подъезжают к замку... и слышат, что владелица его уже два года больна проказой и ни один врач не знает средства против этой болезни. Наконец, один мудрец сказал: необходим кубок, полный кровью девушки; если больную помажут этой кровью, то она скоро выздоровеет» (Гримм, с. 180).

Из «Histoire de Giglan de Galles et Geof-froy de Mayence» (гл. 19):

«Великан болен проказой и, чтоб излечиться, хочет выкупаться в детской крови. Его слуга похитил уже восемь детей, заколол их и собрал кровь в сосуд, теперь похитил девятого» (Гримм, с.181).

Следует затем упомянуть о трогательном, известном в нескольких, однако не имеющих для нашей цели существенного значения, вариантах сказаний об Ами-кусе и Амелиусе — Людвиге и Александре, Энгельгарде и Энгельтруте, Оливере и Аргусе, братьях Якова; (см. Гримм, 187-197, Cassel, 182-186). В этих сказаниях один из друзей заболевает проказой. Когда другой узнает, что спасти друга можно только детской кровью, он убивает своих собственных детей и приносит другу их кровь. Тот выздоравливает, а Бог награждает верность, возвращая детям жизнь (сравни с этим сказку «Der treue Johannes» из собрания братьев Гримм, № 6).

Также и в рассказе «Die sieben weisen Meister», перепечатанном KSimrok в «Die deutschen Volksbiicher» Bd. XII (Франк-фурт-на-М., 1865) следует обратить внимание особенно на стр. 237: «Тогда он (император Людовик) отправился к себе в комнату, где лежали его пятеро детей, убил всех пятерых сразу, взял сосуд и наполнил его детскою кровью. Потом он пошел к королю Александру и омыл его ею всего. И когда король был омыт кровью, он вдруг стал свежим и совсем здоровым». Упомянем сказки «Бедный Генрих» швабского поэта Гартмана фон Aye.

Valerius Anshelm (с 1520 г. городской врач в Берне) рассказывает о Людовике XI, короле Франции (1461—1483), в своей «Berner Chronik» I (Берн, 1825 г., с.320): «Когда он сильно заболел, то испытал всевозможные средства, в частности, по прихоти употребил много детской крови».

G.Daniel в «Истории Франции» (IX, 1755, 413) пишет:

«Он прибегал ко всем естественным и сверхъестественным средствам; и чтобы исцелить его, говорит один современный историк, употреблялись ужасные и чудесные лекарства. Другой рассказывает, в частности, что ему давали пить кровь от нескольких детей, в надежде, что это питье сможет исправить его испорченную кровь и восстановить его прежнюю силу. (Как источник указан — «Gaguin», 1498 г.).

Приведем еще два свидетельства, чтобы показать, как относилась к этому вопросу врачебная наука.

Известный врач Теофраст Парацель-сий из Гогенгейма (1493—1541) указывает на кровь как на средство против проказы: dosis sanguinis humani, semel in mense in secunda die post oppositionem. Еще цюрихский профессор и городской врач Ioh. von Muralt назначает в «Hippocrates Helveticus» (Basel, 1693, c.645) против злокачественных паршей человеческую кровь.

Также обычно в народной медицине было употребление собственной крови, т.е. крови того, на кого надо воздействовать. Кровь им обыкновенно или принимается внутрь, или особенным образом выпускается, реже применяется как наружное средство.

Собственная кровь употребляется как средство против кровотечений.

При сильных маточных кровотечениях «родильнице дают выпить с водою одну или несколько ложек собственной крови» (Lammert «Bayern», с.167). Там же сказано: «Налови в мае или между двумя праздниками Богородицы больших зеленых лягушек, высуши и растолки их и давай с красным вином, небольшим количеством гранатовой корки и человеческой крови; этот напиток прекращает всякое кровотечение (Lammert, «Швабия», с.194).

Также и Hofler («Верхняя Бавария», с.210) упоминает о «питье собственной крови, выпущенной при кровопускании», как об обычном средстве.

Кровь как средство против водянки: «Больной водянкой должен пустить себе кровь из правой руки, слить кровь в опорожненное яйцо, зарыть его в навоз, чтобы оно сгнило» («Швабия», с.44).

Как средство против ишиаса: «В Нюрнберге, где больное место расцарапывают до крови, а затем клочок ваты, пропитанной этой кровью, затыкают в дерево» (Lammeit, 270). И далее: «Кто одержим падучей, пусть велит пустить себе кровь. Ее надо слить в дыру, проделанную в дереве. Потом дыру надо заткнуть вынутым раньше куском дерева».

Как средство против лихорадки: «Если вследствие сильного жара при лихорадке больному пускают кровь, то следует слегка намочить этой кровью платочек и, не увлажняя его ничем иным, положить в прохладное место — в погреб или в колодезь; тогда жар скоро пройдет (Нижняя Франкония)» (Lammert, 198).

В другом случае: «До солнечного восхода больной подходит к дереву, делает себе царапину на левом мизинце, обмазывает кровью деревцо и говорит: «Уходи, лихорадка; уходи в дерево» и Т.Д. (von Wlislocki, «Zigeuner», с.82).

Употребляется кровь и как средство против веснушек: «В пятницу утром до солнечного восхода, пойди в лес, выдолби дыру в дереве, налей немного крови из больного места на щепу, положи ее опять в дыру и заделай ее хорошенько» (Lammert, «Нижняя Франкония», с.179).

Как средство против злокачественных сыпей: трансильванские цыгане выпускают до солнечного восхода несколько капель крови из левого безымянного пальца в текучую воду; если водяной проглотит эту кровь, то болезнь должна пройти (Wlislocki, с.82).

В Северной Литве пробив зубной боли было известно следующее средство: «Из растущего дерева вырезают щепку и пробуравливают дыру в дереве; потом щепкой чистят зубы и десны (обыкновенно это делает больному кто-нибудь другой), пока пойдет кровь, потом втыкают щепку в сделанное в дереве отверстие и зажигают ее. Страдающий зубной болью поворачивается к дереву спиной и уходит; только дерева он уже не должен никогда больше видеть». По Пизанскому «Wochentliche Konigsbergische Frag-und Anzeigungs-Nachrichten,» 1756 г., № 22) этим деревом должна быть бузина.

В другом случае вырезанной щепкой «тыкают» в десны, пока пойдет кровь; потом ее «втыкают в прежнее место и оставляют, чтобы она опять приросла (Frischbier, 102). Наконец, «если у кого-нибудь болят зубы, пусть он на ущербе луны вобьет гвоздь молча в дуб с северной стороны, чтобы солнце никогда не светило на него; и пока будет стоять дерево, до тех пор у него не будет зубной боли» (Ad. Kuhn, «Markische Sagen und Marchen», Берлин, 1843 г. Приложение, c.384).

В Бишофсгейме, в округе Мольгей-ме, берут новый гвоздь и вбивают, предварительно обмазав кровью, «в такое место, куда не заглядывает ни солнце, ни луна». («Yahrbuch ffir Geschichte, Sprache u. Literatur Elsass-Lothringens», VIII. Strassburg, 1892, c.13).

Против кровотечения хорошим средством служит «сожжение полотняной тряпки, на которую упали 3 капли крови больного» (Hofler, с.210).

Против ломоты в членах и ревматизма венгерские цыгане надрезывают себе левую руку и натирают больное место кровью, а затем зернами ягод шиповника (WLislocki, 82).

«Чтобы сделать новобрачных бездетными, вырежь из рубашки невесты тряпочку, запятнанную кровью ее месячных. Когда же молодую пару венчают в церкви, то заткни тряпочку в висячий замок и запри его в то время, когда пастор скажет аминь. А затем брось замок в колодец или в иное какое место, где никто не сможет его найти. Пока замок неотпертым будет лежать на своем месте, до тех пор супруги останутся бездетными». (Hinteipommem, Iahn, Pommern, № 546). Подобные же сведения сообщает № 521 из Липе на Узедоме.

О средстве против кровотечения также и Qazwini (I, с.366) сообщает: «Если у кого-нибудь идет кровь носом, то он кровью пишет свое имя на тряпке и кладет ее перед своими глазами; тогда кровь останавливается».

В «Koln Zeitung» (15 июля, 1892 г., № 567) писали из Крейцбурга в Шлезвиг:

«Вдова Скрока из Гузенау приобрела славу ведуньи особым способом лечения детей от сухотки. Перед судом она показала, что наносит больным детям раны за обоими ушами так, чтобы сильно потекла кровь. Затем она погружает средний палец левой руки в кровь, делает больному ребенку под ложечкой три креста и говорит при этом несколько слов, сообщить которых она не может. По показанию свидетелей перед судом шоффенов в Ланде-берге, в Шлезвиге, после такого «лечения» умерло трое детей — один из них на второй же день, вероятно, от заражения крови. «Ведунья» г-жа Скрока отделалась 14 днями тюрьмы».

Еще более сильнодействующей, чем менструальная кровь, считается в народных суевериях кровь умерших насильственной смертью, особенно казненных.

Имеющим таинственную силу считается вообще все, что имеет касательство к таким лицам. Плиний, например (№ 9 XXVIII, 1, 2), говорит: «Еще сейчас существуют сочинения Демокрита, согласно которым в одних случаях более помогает кость от головы преступника, в других кость друга или гостя... Антей из черепа повешенного делал пилюли против укусов бешеной собаки».

«Кровь казненных преступников, выпитая теплой, помогает страдающим падучею болезнью» (Buck «Schwaben», с. 44). О том же свидетельствует Lammert («Bayem», 271). G.F. Most в «Die sympathetischen Mittel und Kurmethoden» (Росток, 1842 г., с. 150) рассказывает, что некто, чтобы вылечиться от своей болезни, выпил теплой еще крови казненного, но упал мертвым, пробежав сто шагов.

Strackerjan (1, 83 и ел.) сообщает: «Если выпить крови казненного, то это помогает против эпилепсии и (Ovel-gonne) лихорадки. По возможности ее надо пить теплой, а затем бегать столько, сколько можешь (Wildeshausen)».

О подобных же суевериях в Дании и Швеции см. у Feilberg («Urquell» III, 4). Известный сочинитель сказок, Г.Х.Ан-дерсен, описывает в своей автобиографии казнь, которую он видел в 1823 г. в Скельскере: «Я видел бедного больного, которого суеверные родители заставили выпить кубок с кровью казненного, считая это хорошим средством против эпилепсии; после этого они бросились со всех ног бежать с ним, пока он не упал».

Также, по поверью, которого держатся трансильванские саксы, кровь повешенного помогает при падучей (см. «Urquell», 1893, 99).

«6 июня 1755 г. некто Зейбих, в пьяном виде... убивший человека, был обезглавлен в Дрездене... Перед казнью два старших подмастерья портновского цеха в Дрездене обратились к премьер-министру, графу Генриху фон Брюль с просьбою позволить их товарищу Иоганну Видеманну, страдающему эпилепсией, выпить... для исцеления... кровь казненного. Протокол свидетельначальства учреждения позволение пойти в день казни (одного мясника) в Троген (в Аппенцелле) и испробовать гжасное средство. Нужно было выпить три глотка теплой крови, призывая имена св. Троицы. Женщина уже стояла на эшафоте, когда припадок болезни помешал исполнению ее плана» («Aargauer Nachrichten» от июля 26 1862 г. Rochholz I, с.40).

О значении крови преступников Кпоор собрал еще данные для Померании в «Blatter fur Pommersche Volkskunde» I (Stettin, 1893 г., c.62—64). Относительно Померании U Jahn (№ 522) сообщает следующее. «Полезное действие крови преступников: когда казнят преступника, надо пропитать тряпку его кровью. Булочники и пивовары должны окунать такую тряпку в тесто и пиво, купцы и трактирщики — в начатые бочки с водкой, тогда сильно возрастет число их клиентов; владельцы лошадей должны натереть ею своих лошадей, тогда они станут гладкими и блестящими. Однако кровь преступника имеет силу только до третьего колена (общераспространенное поверье)».

Вот в общих чертах содержание известного в Штольпе сказания «Der Sun-denfinger»: «Один купец в Штольпе спрятал в бочке со спиртом палец казненного. Вследствие этого у него была масса покупателей, и его дело процветало. Слуга донес на своего хозяина. Его строго наказали и отняли палец. После того, как купец отбыл свое наказание, ему уже больше не везло; покупателей не было» (Urds-Brunnen VI, 1888-1889 гг., с.76 и ел.).

Относительно Пруссии у Frischbier читаем на с.24: «В семьях палачей хранят, как волшебное средство, кровь преступника»; на с.106: «Палец преступника или его кровь приносит счастье в дом и в дело (Денгофштедт). Если положить такой палец в конюшню, то это полезно для лошадей (Эрмланд)».

Как видно из отчета о процессе колдуний в Кенице в 1623 г. («Preussische Provinzial-Blatter» II, с. 133 и ел.), источником счастья считались не только пальцы и другие члены повешенных преступников, но также цепи и гвозди от виселицы, способствующие пивоварению и продаже пива, помогающие ремесленнику, делающие лошадей неутомимыми и т.д. (Сравни также Tettau u. Temme, c.265. Mannhardt на с.49 говорит:

«Некоторые (палачи и живодеры) сохраняют, как волшебное средство, кровь преступника».

Торреп сообщает (с. 107) о мазурах: «Кровь казненных приносит счастье, и чтобы добыть ее, часто ездят за несколько миль (Нейденбург). Ибо как при казнях стекается масса людей (по крайней мере, так было при прежних публичных казнях), так стекаются покупатели к собравшим кровь казненных (Вилленберг)».

После казни Андрея Гофера в 1810 г. несколько солдат, и между ними будущий директор венских тюрем в 50-х годах Мюллер, сговорились достать часть его тела, так как они смотрели на это как на амулет. Но их поймали и наказали (Сообщение проф. Т. Wolf в Вене).

В «Voss. Zeitung» от 26 августа 1892 г., в № 397 сообщается: «Шанхай, 15 июля (Ostas. Lloyd). В Фульгау в начале месяца был казнен морской разбойник. После того как у преступника была отрублена голова, палач своим мечом вскрыл тело казненного, вырвал из него печень и разделил ее по кускам между своими помощниками. Печень лиц, отправленных на тот свет мечом палача, считается радикальным лекарством от различных болезней, между прочим от чахотки».

Особенно высоко ценится веревка повешенного и самоубийцы.

Плиний (№ 9, XXVII 4, 12) упоминает о поверье, что веревка повешенного, обвитая вокруг головы, облегчает головные боли.

Лемке (Ostpreussen I, 57) говорит: «Считают, что приносят счастье тайно присвоенные вещи из имущества только что умершего. Особенную ценность имеет веревка самоубийцы и кровь казненного». И далее: «Когда в Герсвальде повесился W., то стал необыкновенно удачлив тот, о котором говорили, что он присвоил себе его веревку. Те же, в чьем доме он повесился, но у которых веревка была отнята, впали в нужду» (I, 115).

О поверьях в Польше рассказывает Schiffer («Urquell», 1892 г., с.200): «Кто хочет иметь хорошо откормленный скот и желает, чтобы скот съедал весь корм в яслях, тот должен ясли натереть простынею от повешенного. Для действительности некоторых заклинаний необходимы куски одежды повешенного». Там же на с.201:

«Удзиелла рассказывает об одном крестьянине, который закопал в саду веревку повешенного, чтобы протекающая мимо река не подмывала берега, а отступила бы дальше к полю. Всегда везет тому, кто носит при себе кусок шнурка, на котором кто-нибудь повесился. Если кабатчик хочет иметь хороший сбыт водки, то пусть положит в винную бочку нитку из одежды повешенного. Лукашевич сообщает, что в 1559 г. в Познани некая Anna Maciejowa Sieczezyna была наказана кнутом и изгнана из города за колдовство, между прочим, за то, что она провожала одну кабатчицу к виселице, чтобы добыть веревку, на которой незадолго до того был повешен преступник. Притягательную силу винной бочки крестьяне объясняют тем, что хозяин положил в нее веревку повешенного».

«Тяжелобольным можно надолго продлить жизнь, если положить им в кровать кусок веревки повешенного. Мой дедушка рассказывал... об одной вдове, жизнь которой поддерживали таким образом около года... Когда веревку вынули из постели, чтобы облегчить женщине мучения, то она умерла в тот же день» («Siebenbiirger Sachsen», H. v. Wlislocke, «Urquell», 1893 г., с. 100).

Вместо веревки часто упоминается гвоздь от креста, от виселицы или от погребальных носилок. Плиний, например, говорит (№ 9, XXVIII, 4, И): «При лихорадке, перемежающейся через два дня, некоторые вешают себе на шею завернутый в шерсть кусок гвоздя от креста или взятую с креста же веревку: когда больной избавляется от лихорадки, они прячут это в пещеру, куда не проникают солнечные лучи».

A.Strackerjan (I, 70) совершенно справедливо замечает: «При применении симпатических средств для лечения болезней задача обычно двоякая — установить нужную связь между болезнью и каким-либо другим предметом и затем каким-нибудь образом устранить или совсем уничтожить этот предмет». И дальше (I, 78):

«Нет ничего более обреченного тлению, разложению, чем человеческий труп; поэтому едва ли есть более надежное средство уничтожить немочь, как привесть ее в соприкосновение с трупом. Опухоли, сыпи, наросты, веснушки, ломота и т.п. излечиваются, если погладить больную часть тела рукою (именно левой) трупа... Если положить в гроб какую-нибудь часть больного члена — например, струп от раны, смоченную кровью или гноем больного тряпку, пропитанную потом одежду, кусочек дерева, к которому прикасалась больная часть тела, то болезнь проходит.

От вшей можно избавиться, если положить в гроб к покойнику их несколько штук в неочиненном пере (Дитмар-шен, «Urquell», 1895 г., с. 217).

«Uiquell» (1898 г., с. 208) сообщает еще о следующем португальском поверье: если у кого-нибудь есть рана, пусть оботрет ее платком, положит его под голову мертвецу и скажет при этом: «Возьми это с собою на тот свет».

Мысль о величии смерти влияла и в другом направлении, а именно, часто приписывали (да и теперь еще приписывают) трупам и частям трупа непосредственно целебную и охранительную силу. Rochholz сообщает (I, 232):

«Шведы полагали, что плодородие и мир страны зависят от обладания трупом Фрея; поэтому он не был сожжен по обычаю, но схоронен нетронутым в холме; также и король Галфдан Сварти был похоронен в четырех могилах, чтобы даровать земле учетверенное плодородие, и его различные могилы показывались желающим (Гримм, «К1е-ine Schriften», II, 266)».

«Северный викинг Ивар, сын Рагнара Лодброка, умирая в Англии, на смертном одре приказал, чтобы его похоронили там, где государство больше всего подвержено вражеским нападениям». Точно так же ирландский князь Эохан Белл «похоронен был со своим красным метательным копьем в руке лицом в ту сторону, откуда угрожало нашествие врага». (Feilberg, «Urquell», III, 118). Сравни также F.Liebrecht, «Zur Volkskunde», (Heilbronn, 1879 г., с. 289 и ел.), с цитатой (там же) из Jul. Braun, «Nalurgeschichte der Sage», Miinchen, 1864 r. (I, 225, II, 407).

Я.Гримм в «Geschichte der deutschen Sprache» (c. 149) говорит: «Кости какого-нибудь Ореста или Тезея имели силу защищать всю страну. Из костей Пе-лопса Абарис, говорят, изготовил палладиум и дал его троянцам (Julius Fir-micus, «Astronom», с. 434; Clemens Alexandr., «Ad gentes», с 30). Его плечевая кость показывалась, и ей приписывали целебную силу: quorundam partes medicae sunt, sicuti diximus de Pyrrhi regis pollice, et Elide solebat ostendi Pelopis costa, quam eburneam affirmabant (Плиний, XXVIII, 4, 4). Но из этого не развилось такого общего, всеобъемлющего культа, как у христиан».

«Не строили почти ни одной церкви, в которой не покоились бы останки и старые части одежды; эти святые, алтари которых встали наряду с алтарями божества, праздники которых наполняли весь год, надзирали за правом и за болезнями: потому что все клялись на их раках, все страждущие коленопреклоненно искали исцеления на их могилах и у их останков».

Rochholz (I, 230) сообщает: «Глава св.Макария в часовне св.Марии в Вюрц-бурге ежегодно (2 января) выставляется на поклонение верующих; это считается средством против головной боли» («Bavaria», IV, 220; Мюнхен, 1866).

Известны следующие свидетельства о питье из черепа.

Я.Гримм в «Geschichte der deutchen Sprache» (с. 144) пишет: «В Трире у монахов был обделанный в серебро череп св. Теодульфа, и из него они давали пить страдающим лихорадкой (Acta Sanctorum, май, I, 99-а). Лео фон Роз-миталь в 1465 году приехал в Neuss: «Там увидели мы, сообщает он, в церкви драгоценный гроб, в нем покоится любимый святой Квирин, и мы видели его череп; из него нам давали пить».

Этот автор, описывающий странствование по святым местам, предпринятое В 570—580 годах («Antonini Placentini Itin-erarium», cap. 22, Berlin, 1889 г., изд. Gilde-meister), описав сионскую церковь в Иерусалиме, продолжает: «Там есть женский монастырь, и в нем я видел украшенный драгоценными камнями человеческий череп, заключенный в золотой футляр; монахини говорят, что он принадлежит мученице Феодосии. Многие пьют из него воду, ради благословения (pro benedictione), и я пил также».

Rochholz (I, 230) сообщает: «Монастырь бенедиктинцев в честь св. Гумперта в Ансбахе упоминается в источниках с 750 г., а в 787 г. Карл Великий даровал ему различные вольности; монахи давали живущим вокруг вендским язычникам пить из чудотворного черепа святого; поэтому монастырь стал местом богомолий и дал первый толчок к возникновению будущего города». Когда выкопано было тело св. Анны из Клингнау, то одна больная монахиня пила из ее черепа (Murer, «Helvetia Sacra», 334b).

«Пока сохраняется в Эберсбурге, в Верхней Баварии, обделанный в серебро череп св. Севастьяна и пока из него будет пить освященное вино приходящий туда на богомолье народ, никогда чума не осмелится появиться в этой местности» («Четвертая торжественная проповедь по случаю столетнего юбилея братства св. Севастьяна в Айхахе». Augsburg, 1757 г., с. 101).

Также в монастырях — св. Нантвей-на у Нандесбуха, св. Виталия в Ау на Инне, св. Марина в Ротте на Инне, св. Альто в Альтмюнстере, — пить из черепа святого, как из чаши, составляет часть культа (M.Hofler, «Wald— und Baumkult in Beziehung zur Volksmedizin Ober-bayerns», Munchen, 1894 г., с. 13, 46, 79, 87). Череп или другие реликвии св. Валентина (память празднуется 7 января) считается средством против эпилепсии («Archiv fur Anthropologie Corresponden-zblatt» XIII. 1882 г., с. 46).

О почитании черепа см. также T.A.Wilken. «Het Animisme bij de Volken van den Indischen Archipel.», Leiden, 1885 г., гл. 74, и в «Bijdragen tot de taal, land en volkenkunde van Nederlandsch Indie», 1889, 89—130. He раз указывалось на поверье, будто голуби, которым дадут пить из черепа мертвеца, всегда возвращаются в свою голубятню (Rochholz, например, в «Schweizersagen», II, 60). Чтобы заставить вора вернуть украденное, в Бан-зенгейме, около Мюльгаузена, кладут на бузиновый куст череп преступника и камень, или же для этого употребляют три гвоздя с погребальных носилок, намазанных салом преступника; в обоих случаях произносят определенные заклинания (См. «Jahrbuch fur Geschichte, Sprache u. Literatur Elsass-Lothringens». VIII (1892 г., с. 22).

О почитании черепов говорит и W.Powell в «Unter den Kannibalen von Neu-Britanien» (немецкий перевод F.M.Schro-ter, Leipz., 1884 г., с. 144).

Чудодейственные свойства приписывались и рукам мертвеца.

Плиний (№9, XXVIII, 4, 11) говорит: «Если провести рукой рано умершего, то, говорят, это исцеляет зобы, заушные железы и горло; некоторые же утверждают, что тех же результатов можно достигнуть и с помощью всякого мертвеца, лишь бы он был того же пола и прикосновение совершалось тыльной частью левой руки».

Гримм сообщает в «Der arme Heinrich» (с. 177): «Карпангье (v. miselli) приводит одно место из рукописи 1408 г., в котором говорится, что прокаженного помазали рукой мертворожденного (а стало быть безгрешного) ребенка, в которую вложили немного мази; после этого больной выздоровел. В Австрии и теперь еще существует народное поверье, что возложением мертвой руки можно исцелять злокачественные опухоли». В «Hausz-Apotheke» (48): «Другие, заслуживающие доверия люди, сообщают, что если потереть рукою мертвеца зоб или другие опухоли, то таковые, по мере того, как гниет труп, уменьшаются и понемногу пропадают, хотя скорее летом, зимой медленнее. Если мертвой рукой потереть опухоль на руке, то она пропадет».

Strackerjan (I, 71) замечает, что в Оль-денбурге: «Гладят «больной член мертвой рукой... Что затем... случится с мертвой рукой, будет и с болезнью». В Померании воспоминание об этом суеверии сохранилось в многочисленных заговорах и благословениях, в которых упоминается «холодная рука мертвеца». А именно:

в заговорах против пожара (UJahn, № 118—120, 140—143), против воды и огня (№ 132), против застоя молока в груди или вымени (№ 228), против особой внутренней болезни коров, моча которых окрашивается в красный цвет (№ 336), против бородавок (№ 387).

Fuschbier (103) о поверьях в Пруссии говорит: «Везде существует обычай при зубной боли придавливать десну или больной зуб пальцем покойника. Лучше всего действует указательный палец правой руки. То же средство применяют против родимых пятен, лишаев и т.п.».

Лемке («Ostpreussen» I, 47) пишет: «Рекомендуется положить руку мертвеца на родимое пятно; но при этом не надо забывать сказать: «Во имя Отца и Сына и Св. Духа!». Там же, на с. 55: «Затем страдающему зубной болью рекомендуется потереть десну пальцем покойника. Моей дочери в Герсвальде тотчас полегчало, когда она пошла к своему мертвому крестному и потерла его пальцем себе десну».

В «Urquell» за 1890 г., на с. 137, читаем: «Самое верное средство от зубной боли — это три раза нажать на зуб пальцем покойника, причем надо сказать: «Тебе, мертвецу, я жалуюсь на мое горе, возьми у меня мою зубную боль, возьми ее с собою в гроб. Во имя Отца и т.д. Аминь! (Записано в окрестностях Инстербурга)».

Торрец (с. 54 и ел.) сообщает о мазурах: «Некоторые наросты на человеческом теле можно излечить следующим образом: надо пойти в дом, где есть покойник, взять, не говоря ни слова, руку мертвеца и надавить три раза мертвым пальцем на нарост».

«Зубную боль лечат тем, что надавливают указательным пальцем мертвеца на больной зуб» («Konigsberger Hartunges-che Zeitung», 1866 г., № 9).

«Родимые пятна, веснушки, костяные наросты исчезают после того, как до них дотронутся рукой мертвеца» (Natangen, «Urquell». 1892 г., с. 247).

Fostel (134) (о поверьях в Штирии): «Родимые пятна вылечиваются прикосновением руки мертвеца, особенно от руки детского трупа». Там же, на с. 140: «Для уничтожения бородавок везде прибегают к прикосновению мертвой руки». В Дитмаршене мертвой рукой лечат раны от ожогов и карбункула (см. «Urds-Brunnen» V, 1886—1887 г., с. 127). «Лишаи сводят, проводя по ним мертвой рукой» в Зеештаде, в Шлезвиг-Голыптинии («Urquell», 1893 г., с.278).

То же сообщается о трансильванских саксах (Henndorf): «Опухоль или бородавка сходят, если их погладить рукой мертвеца» («Urquel», 1893 г., с.70).

«Чтобы уничтожить зоб, надо три раза провести по нему рукой мертвеца и сказать при этом: как сморщилась эта рука, так пусть сократится и зоб (Босния)» («Urquell», 1892 г., с, 303).

По русскому народному поверью, рука мертвеца защищает от пули (Левенштим, с. 113).

Fossel (172) говорит: «Странным отражением веры в труп как лечебное средство является распространенное по всей стране суеверие: народ верит, что братья милосердия в Граце имеют будто бы привилегию ежегодно использовать одну человеческую жизнь для лечебных целей. Для этого они задерживают молодого человека, пришедшего в монашеский госпиталь, чтобы, например, выдернуть зуб или вследствие какого-нибудь другого легкого заболевания; его вешают за ноги и щекочут до смерти! Почтенные братья разваривают затем тело в кашу, которую, так же, как сало и пережженные кости, употребляют в своей аптеке. На Пасху из госпиталя, говорят, ежегодно бесследно исчезает, таким образом, по одному парню» (Штирия).

Этим же поверьем объясняются и происходившие так часто за последние тридцать лет в Китае беспорядки, направленные против европейцев, особенно против римско-католических миссионерских учреждений (больниц, воспитательных домов, учебно-воспитательных заведений и т.п.). Я знаю непосредственно от лиц, долго живших в Китае, что беспорядки начинаются всегда с того, что «учеными» распространяются воззвания, в которых говорится: «Долой иноземцев! Убивайте миссионеров! Они крадут или покупают наших детей и убивают их, чтобы из глаз, сердца и других частей тела приготовлять лекарства и волшебные снадобья».

Барон Гюбнер рассказывает в своей «Promenade autour du monde» П, Paris, 1873 г., с. 385—455, на основании вполне достоверных источников, о происшедшей 21 июня 1870 г. в Тиенцзине резне. Приведем здесь несколько строк из его во многих отношениях поучительного повествования.

«В середине мая... были пущены волновавшие народ слухи: говорили, что исчезли дети. Они будто бы украдены были людьми, состоящими на жалованье у миссионеров. Сестры убили их. Они вырвали у них глаза и сердце, чтобы приготовить из них приворотные зелья и лекарства. Подобная бессмыслица говорилась уже не в первый раз...

Число обвинений росло. Цитировались факты, и в них верили... Случайность сыграла на руку виновникам этих ужасных слухов. Началась эпидемия в сиротском приюте сестер. Умерло несколько детей...

В июне два иногородних китайца с мешками за спиной вели за руку двух малолетних детей. Их остановили. В мешках у них нашли мексиканские доллары и несколько пакетов с лекарствами. Под пытками они показали, что действительно околдовали детей этими снадобьями, а доллары были им даны сестрами как плата за преступление.

Оба, уличенные собственным сознанием в преступлении, совершенным будто по наущению сестер, были осуждены на смерть и казнены. Это значило косвенным образом осудить сестер и приговорить к смерти европейцев.

Было вырыто и исследовано несколько трупов; у которых не было глаз. Этот естественный результат разложения был истолкован как достаточное доказательство виновности сестер и миссионеров».

На с. 400—403 приводятся лживые показания Ву-лан-чена относительно волшебных снадобий, которыми миссионеры завлекают к себе людей; после резни он отказался от этих показаний... «21 июня произошла резня; одна женщина была брошена в реку и вытащена обратно после обещания дать показания против сестер (уже убитых) и заявить, что была околдована ими».

Известно, что и в 1891 г. (и после) в Китае беспорядки против европейцев, особенно против миссионеров, происходили по такому же поводу.

В конце 1891 г. на Мадагаскаре начали обвинять иностранцев, особенно французов, в том, что они едят человеческие сердца и для этой цели выкупают и убивают детей. По этому поводу мадагаскарское правительство выпустило декларацию, в которой, между прочим, говорилось:

«I. Ни один иностранец — ни англичанин, ни француз — и не думает покупать человеческие сердца. Если злонамеренные люди распускают такие слухи и говорят, что иностранцы покупают человеческие сердца, хватайте их, связывайте и привозите в Тананариву, на суд. 2. Если распространяются какие бы то ни были слухи, то ваша обязанность, начальники, собрать народ, предупредить его и доказать ему ложность слухов, которые распускать решительно запрещается в королевстве; пропагандировать их — преступление». (См. парижскую газету «Le Temps», от 1 февраля и 25 марта 1892 г.).

Верование в оживляющее действие крови животных мы встречаем уже в глубокой древности. Напомним об известном прорицалище, где будущее предсказывалось тенями умерших, упоминаемом в XI книге «Одиссеи» Гомера. Об употреблении крови животных в Древнем Египте мы говорили.

Для средних веков материал по этому вопросу дает ученый-доминиканец Vincentius из Beauvais (род. в 1194 г.) в своем «Speculum naturale» (XXIII, 66). В большом естественноисторичес-ком и медицинском труде «Ibn Baitar» в главе «Кровь» (изд. Bulak I, 96, перевод на франц. Leclerc, в «Notices et Extraits» XXV, 1881 г.) дается список 93 различных видов крови животных, могущих служить как materia medica; человеческой крови там не упоминается.

Qazwini в «Космографии» (I, 293) говорит: «Если ты хочешь, чтобы на виноградную лозу не нападали черви, то отрежь ее побег ножом, смазанным медвежьей или лягушачьей кровью» (Dr. G.Jacob читает dabb — ящерица, а не dubb — медведь).

Daumer (II, 194) говорит: «Еще в последней четверти прошлого столетия в некоторых частях Германии господствовал обычай в день св. Иакова (25 июля) сбрасывать при звуках музыки с колокольни или ратуши козла с золочеными рогами и разукрашенного лентами; внизу из него выпускали кровь, которая в высушенном виде считалась очень действенным средством против многих болезней (Kosche «Charakter, Sit-ten und Religion alter bekannten Volker», IV (Лейпциг, 1791 г., с. 481), аза ним Som-mer «Sagen, Marchen и Gebrauche aus Sachsenund ThOringen». Halle, 1816 r. I, 179). Сходный с этим обычай существовал и в Иперне, где в среду на второй неделе поста сбрасывали кошек с башни; отсюда этот день здесь до сих пор носит название Katzenmittwoch (кошачья среда) или Katzentag (кошачий день).

Следы и пережитки этих верований мы встречаем и в новейшее время. Данные о Швабии (использовал Lammert, с. 264,221, 226) приводит Buck. (с. 44 и ел.): «Кровь кошки помогает при лихорадке. Надо надрезать ухо у черной кошки, смочить тремя каплями ее крови хлеб и затем съесть его (Birlinger, «Volksthumliches aus Schwaben», Фрейбург, 1861 г., I, 488). Как пишет Ламмерт: «Бычья кровь — сильное средство. Если налить крови на больную, на неповрежденную снаружи часть тела, то боль проходит. Кто выкупается в теплой крови, сделается очень красивым. Заячья кровь помогает при роже. Но нужно застрелить зайца в Великую пятницу до восхода солнца, тотчас его вскрыть и его кровью намочить небеленое полотно (2 локтя), чтобы оно было совсем мокрое, и обернуть им воспаленную часть тела. После этого полотно можно употреблять еще несколько раз.

Кровь ослицы возвращает способность говорить, утерянную после удара: надо для этого взять три капли крови из ее уха на «Vogele», восьмую часть вюртембергского полуштофа земляничного настоя и пить два дня подряд эту смесь. Если же ранить осла за ухом, кровью его намочить платок, затем платок отмочить в колодезной воде и эту воду выпить, то человек становится храбрым; проходит также от этого страх перед привидениями.

Если помазать глаза кровью летучей мыши, то ночью будешь видеть так же хорошо, как днем... Высушенная голубиная кровь, втянутая в нос, предохраняет от кровотечений из носа».

Относительно поверий в Баварии Lammert сообщает еще следующие подробности: «В Пфальце при болезни глаз впускают свежую козлиную или воробьиную кровь (с. 228), при желтухе и т.п. пьют козью кровь в вине (с. 249)... В Швабии полагают, что кровь ласки помогает страдающим зобом. Для лечения той же болезни обертывают шею повязкой, смоченной в теплой крови землеройки (с. 239)».

В Померании известно следующее поверье:

«Если ты лишился мужской силы, если тебя околдовала женщина, так что ты не можешь иметь сношения ни с одной другой, то возьми кровь козла и вымажь ею себе ядра, и тогда ты опять обретешь силу» (U. Iahn, № 604, по очень распространенной в Померании книге Albertus Magnus «Geheimnisse»).

«Чтоб люди любили тебя, носи при себе кровь летучей мыши (Свинемюнде)» (U. Iahn, № 612 - по A.Kuhn u. W. Schwartz «Norddeutsche Sagen, Marchen u. Gebrauche», L. 1848 г., № 448).

Относительно Пруссии Frischbier сообщает: «В литовском крае таким (захваленным, страдающим от дурного глаза) детям дают три капли крови, взятые из левого уха черной овцы или ягненка... В Самланде против судорог дают три капли крови молодой, в первый раз опоросившейся свиньи, и дают их во имя Отца и Сына и т.д.... Если только что отрезанной, еще кровоточащей головой щуки три раза прикоснуться к бородавке и закопать затем голову под водосточной трубой, то бородавка исчезнет, когда сгниет голова (Денгофштэд)».

Согласно Lemke, в Восточной Пруссии (II, 278): «Против всевозможных судорог, но не эпилептических — рекомендуется питье, которое состоит из венгерского вина и (сырой) заячьей крови, которая подолгу собирается и сохраняется для этой цели».