|
Gilbert Sinoue. L'enfant de Bruges, 1999. | скачать полностью (txt) спойлер: Жильбер СинуэМальчик из Брюгге (отрывки)
Глава 12 [...] Клаас вернулся к своей квашне. Хитрая улыбка заиграла на его губах, и он тихо произнес: — Когда-нибудь я, как Тилль, по-своему рассчитаюсь с этими бургундцами. — Еще больше понизив голос, он едва слышно прошептал: — Спорынья ржи… — Простите? — Спорынья ржи — это небольшие наплывы удлиненной формы, на вид безобидные; они вызываются опасным грибком, который развивается в зерне, отравляя его. Достаточно добавить ее в муку, идущую на выпечку хлеба для Принценхофа… Глаза Яна округлились. — А потом? Клаас зло рассмеялся: — Нет больше бургундцев, нет больше герцога Филиппа, никого нет! Ужасный огонь пожрет внутренности этих сеньоров, у них начнутся судороги и невыносимая боль, и мало-помалу их конечности отвалятся и обратятся в пыль. Ничего не останется от их тел. Ничего! Только маленькая кучка пепла… Мальчик испуганно подскочил на табуретке. Да это сумасшедший! — Я… лепешка… — заикаясь выговорил он. — Мне пора возвращаться. Булочник молча сверлил его глазами. Он походил на людоеда. — Я напугал тебя? Ты и впрямь поверил в эти бредни? Признайся! — Д-д-да… — с трудом произнес Ян. Мужчина легонько шлепнул его: — Ну-ну, я же шутил! Я не убийца. Я булочник. Я раздаю жизнь, а не смерть. Кстати, я все это выдумал. Спорынья ржи — все равно что масло на вертеле… Ты успокоился? [...] Глава 22 [...] — Слушайте! — вскричал Ян. — Похоже на стоны… Гигант прислушался. Мальчик не ошибся. Но то были не простые стоны, а стенания, усиливающиеся по мере приближения Идельсбада и Яна к холму. Незаметно шум возрос, превратившись в бесконечный, рвущий сердце плач, заполнивший всю равнину Мугелло. Создавалось впечатление, что где-то умирал целый народ. — Интересно, что же это такое? — пробормотал Идельсбад и погнал лошадь к деревне. Слившийся стон прорезали пронзительные, оглушительные крики. Через несколько мгновений они оказались свидетелями ужасного зрелища. Что это было? Пьяцца Мино? Или взорвавшееся кладбище? Около фонтана вокруг аббатства какие-то существа, потерявшие человеческий облик, выли с искаженными лицами, корчились от боли, будто пожираемые невидимым огнем. Их выпученные глаза сверкали, словно горящие угли. У некоторых уже не было рук, ног, у других с лиц свисали лоскуты кожи, были и такие, что катались по земле в разорванных одеждах, царапая себя до крови. Какая-то фигура, напоминающая женскую, качаясь, приблизилась к Идельсбаду и Яну. Она была почти обнажена. На груди ее зияли отвратительные мерзкие раны. Гигант не успел отъехать. Она вцепилась в его ногу. — Сжальтесь… Я сгораю… увезите меня. Опешивший гигант дернул поводья. Лошадь шарахнулась в сторону, женщина, не удержавшись на ногах, упала. Но тут же к ним поспешила другая фигура. Мужчина, точнее, то, что от него осталось. Он бросился к морде лошади, та, испугавшись, встала на дыбы, едва не затоптав его. — Быстро! — крикнул Идельсбад. — Скорее уезжаем отсюда! Ян, пораженный ужасом, раскрыв рот, из которого не вылетало ни звука, во всех деталях рассматривал сцену. Понукаемая гигантом кобылка во весь опор понеслась через площадь, поднимая клубы пыли, в последний момент шарахаясь от тех, кто пытался преградить ей дорогу. Она будто чувствовала, чего ждал от нее всадник; не снижая хода, сама выискивала проходы, прыгала через ямы, увертывалась от валявшихся трупов и тянущихся к ней рук. Все это напоминало Яну ад: они, должно быть, скакали вдоль берегов Стикса. Проскочив деревню, животное на быстром, но не таком тряском галопе продолжило, не снижая скорости, спускаться с холма. Когда после одной опушки вновь появилась дорога, ведущая к Флоренции, португалец перевел лошадь на рысь. — Что это было? — пролепетал Ян. — Что случилось с этими людьми? — Не знаю. Никогда не видел ничего подобного. Никогда! Судя по необычной бледности лица гиганта, ему было очень не по себе. Он попытался приободрить мальчика: — Мы уже скоро приедем. — А если это была чума? — Не думаю. Про чуму я знаю. Могу заверить: то, что мы видели, не идет ни в какое сравнение с ней. Похоже, эти несчастные горели изнутри. [...] Гигант поблагодарил, собрался ехать в указанном направлении, но торговец задержал его: — Эй! Секундочку! Откуда вы едете? — Из Фландрии. — По дороге из Пизы? Идельсбад подтвердил. — Вы проезжали через Фьезоле? — Да. — Там всё еще умирают? — Увы. Торговец перекрестился и начал толкать свою тележку. — А что там происходит? — поинтересовался португалец. — Что за болезнь? Мужчина усмехнулся: — Болезнь? Скорее уж бедствие, бич! Если хотите знать, что я об этом думаю… — Он перешел на шепот: — Это наверняка дело рук чертовых иудеев! Они способны и не на такое. Всего можно ожидать от людей, которым ничего не стоит распять ребенка. — Приколачивать к крестам детей? — выкрикнул пораженный Ян. — Ну конечно, малыш. — Вздор несете, милейший! — запротестовал Идельсбад. — Как? Вы ничего не знаете? Откуда вы свалились? — Торговец продвинул тележку на шаг. — На каждой святой неделе они смеха ради, чтобы обратить в шутку распятие Господа нашего, берут христианского ребенка и распинают его на кресте! Кстати, как вы думаете, что они подмешивают в свой хлеб без дрожжей, которым питаются во время своей Пасхи? Идельсбад недоуменно пожал плечами. — Кровь! Кровь христианского ребенка. Достаточно посмотреть на их лепешки с красными пятнышками, чтобы убедиться в этом. Мой вам совет: поскорее возвращайтесь туда, откуда приехали, а особенно берегите вашего ребенка. Бедствие распространяется быстро и скоро будет у ворот Флоренции. — Это заразно? — обеспокоенно спросил Ян. — Сами узнаете, если не умрете через пару дней. [...] Глава 22 [...] Хор запел молитву во славу Девы Марии. Песнопения подобно волнам перекатывались вдоль мозаик, омывали витражи, потом опадали к подножию алтаря. Приближался момент раздачи святых даров. — Не вижу твоего друга Гиберти, — опять шепнул гигант. — Он там, позади Козимо. Рядом с ним священник, отец де Куза. — Дон Педро пробормотал: — Никогда не видел столько гениев, собравшихся в одно время и в одном месте. Брунеллески, Альберти, Фра Анджелико, Донателло, Микелоццо… Его прервал звонкий, чистый голосок мальчика из хора, читавшего молитву. Вновь наступила тишина. Совершающий богослужение священник взял облатку в виде большой лепешки, встал на колени, протянул ее к распятию, возвышающемуся над дарохранительницей. Прихожане набожно склонили головы. Затем священник разломил хлеб и положил крошечку в свой рот. Потом, взяв чашу, отлил глоток и поднялся. В этот момент хор запел гимн во славу Всемогущего. Начинался обряд принятия святого причастия. Идельсбад переключил внимание на Яна. Но что с мальчиком случилось? Кровь отхлынула от щек, лицо выражало чрезвычайное напряжение, на него словно наклеили восковую маску. Сразу встревожившись, гигант подтолкнул локтем дона Педро: — Посмотри на Яна! Такое впечатление, будто ему дурно. К ступеням, отделяющим алтарь от нефа, подошел Медичи. Оказавшись перед священником, он встал на одно колено и приоткрыл рот, дабы принять святое причастие. — Нет! — Крик Яна эхом усилился под сводом. — Нет, монсеньор! Не ешьте облатку! Оттолкнув Энрике и других, он по центральному проходу подбежал к Медичи. — Нет, — повторил Ян. — Не надо. Вы умрете. Козимо нахмурил брови: — Что ты говоришь, дитя мое? — Это в хлебе. Болезнь находится в хлебе! Облатки отравлены. Прихожане задвигались. Никто ничего не понимал, а меньше всех священник, с растерянным видом протягивавший облатку Козимо. Медичи с раздражением спросил: — Что за выходки? Разве ты не видишь, что прервал службу? — Уверяю вас, монсеньор. Вы должны мне поверить! Болезнь во Фьезоле и Ольтрарно вызвана хлебом. В него подмешана спорынья ржи. Идельсбад пробился к мальчику. — Ян, объясни спокойно, в чем дело? При чем здесь спорынья ржи? Священник посчитал нужным вмешаться: — Тем более что наши облатки сделаны из незаквашенной пшеничной муки… — Объясни же нам, — настаивал гигант. — Один булочник из Даммы… Это он мне обо всем рассказал, когда я приходил к нему за облатками. — Запинаясь Ян лихорадочно заговорил: — Спорынья ржи — это небольшой наплыв, вызываемый опасным грибком, который разрастается, отравляя зерно. Добавленная в муку, она может вызвать огонь, пожирающий внутренности, судороги, страшную боль. Мало-помалу от тела начинают отваливаться все члены… — Абсурд! — произнес чей-то голос. — Совершеннейшая чушь! Все взгляды устремились на протестующего. Это был Антонио Сассетти, один из советников Медичи. Его худая фигура четко выделялась на свету, обычно бесстрастное лицо было невероятно жестоким. Он подошел к Яну и решительно взял его за руку. — Ступай, малыш, на свое место. Ты вносишь беспорядок. Имей хоть немного уважения! — Нет! — крикнул Идельсбад. — Позвольте ему высказаться. Ян все так же возбужденно продолжил: — Болезнь, которая поразила тех людей… у нее точно такие же признаки, описанные булочником. Вы… Сассетти опять оборвал его: — Это бессмыслица! Если бы мука была заражена, отравился бы весь город, а не один квартал или деревушка! Повторяю: все эти утверждения — сплошная чушь! — А может быть, и нет, синьор Сассетти! — Мужчина лет шестидесяти встал перед советником Козимо. — Я врач. Этот ребенок не несет вздор. Я слышал его слова и вспомнил все имеющее отношение к спорынье. Такая болезнь действительно существовала в отдаленные времена. Люди той эпохи окрестили ее огненной болезнью. У меня есть старинная рукопись, в которой написано, что около девятьсот девяносто седьмого года этой болезнью был поражен город Лимож. Аббат и епископ согласовали тогда свои действия с герцогом и велели жителям соблюдать строгий пост в течение трех дней. Через три или четыре столетия — не помню, в каких краях — упоминалось о тайном приговоре Всевышнего, который обрушил на народ божественную кару за все прегрешения. В тексте говорится: «Смертельный огонь пожирал выбранные им жертвы как среди власть имущих, так и среди бедняков; остались в живых немногие, но лишенные рук или ног в назидание будущим поколениям». — И врач заключил: — Как видите, слова этого мальчика не безосновательны. Сассетти пришел в себя. Его лицо вновь стало холодным, непроницаемым. Почти не разжимая губ, он обронил: — Я не верю ни одному слову. Некоторые прихожане покинули свои места, чтобы приблизиться к алтарю. На их лицах было написано крайнее недоумение. — Я нахожу ваш скептицизм по меньшей мере странным, — с насмешкой произнес Идельсбад. — Что вы хотите этим сказать? — Почему вы так настаиваете, чтобы мы приняли святое причастие? Вполне логично, если мы воздержимся при наличии сомнения. — Сомнение? Какое еще может быть сомнение? По-вашему, мы должны верить бредням этого мальчишки? — А по-вашему, мы должны рискнуть? Сассетти презрительно передернул плечами и промолчал. — Он прав, — поддержал его Козимо. — Разве присутствующий здесь врач не сказал, что устами младенца глаголет истина? Ответа не последовало. Козимо подозрительно взглянул на своего советника: — Думаю, нам есть о чем поговорить, Сассетти. — И добавил: — Любопытно. Я вдруг вспомнил о том деле с займом. Вы так и не предоставили мне сведения о тех двух торговцах, которые имели акции квасцовых шахт в Тольфе. Ведь вы не забыли, не так ли? Уголки губ советника слегка задрожали. Сквозь зубы он пробормотал: — Не вижу связи, монсеньор. — Он обратился с вопросом к священнику: — Вы приняли святое причастие, отец мой? Тот невнятно проговорил: — Да… в самом деле. — Испытываете ли вы какое-либо недомогание? Боль? Тошноту? Служитель культа поспешил ответить отрицательно. — Однако если верить этому врачу и ребенку, вы должны уже впасть в агонию, испытывать жестокие страдания! — Повернувшись к Медичи, он продолжил: — Слабые души весьма впечатлительны. Я докажу монсеньору… — Сассетти неожиданно упал на колени перед священником и торжественно заявил: — Причастите меня, отец мой! — Так как священник не двинулся с места, он настойчиво повторил свою просьбу. — Вы меня слышите? Вы лучше других должны знать, что смерть не может войти в тело Спасителя. — И снова, на этот раз приказным тоном, потребовал: — Дайте мне святое причастие! Священник взглядом испросил молчаливого согласия Медичи; неуловимым движением век тот разрешил. В воцарившейся тишине священник безропотно покорился и вложил облатку в рот Сассетти. Тот склонил голову, сложил руки и начал молиться. Весь собор, сдерживая дыхание, замер в молчаливом ожидании. Через короткое время, показавшееся вечностью, Сассетти поднялся, раскинул руки. — Где смерть? — торжествующе воскликнул он. — Где эта так называемая огненная болезнь? — Его взгляд пробежал по остолбеневшим прихожанам, и он продолжил: — Неужели вы стали язычниками и отказываетесь вкусить от тела Господа нашего Иисуса Христа? Символа вечной жизни? Он сделал шаг в сторону придела и схватил за руку мужчину, сидящего между Фра Анджелико и Альберти. — Подайте пример, мой друг! Лукас Мозер — это был он — резко высвободил руку и отвернулся. Сассетти возобновил попытку, но безуспешно. — Подойдите, — сказал он, повернувшись к священнику. — Подойдите, прошу вас. Даруйте святое причастие нашему брату. Я убежден… Конец фразы повис в воздухе. Мозер, побледнев, встал со своего места, на лбу у него выступил холодный пот. Словно преследуемое животное, он сильно толкнул своего соседа, пытаясь выбраться из ряда. В последний момент Сассетти удалось удержать его. — Куда вы, брат мой? Сохраняйте хладнокровие. — Нет! Я не хочу. Я не хочу умирать! — А кто вам говорит о смерти? Успокойтесь! Не будьте смешным! Голос Идельсбада перекрыл последние слова флорентийца: — Это тот человек, монсеньор! Он участник заговора! Ошеломленный Козимо еще некоторое время колебался. — Отпустите меня! — завопил Мозер. — Дайте мне выйти! Гигант бросился к нему, а Медичи, оправившийся от изумления, уже приказывал: — Стража! Арестуйте этих людей! Столпотворение началось в священных стенах, заглушая гулкие шаги: стража, будто ждавшая этого момента, появилась из четырех углов собора. Сначала схватили Лукаса Мозера, который стал брыкаться, разразился бранью, отбивался, но безрезультатно. А советник Медичи даже не шевельнулся. Он оставался спокойно-ледяным, когда солдаты подошли к нему. — Бесполезно! — презрительно бросил он. — Трусость мне не знакома. Я не из тех, кто убегает. — Он посмотрел на Медичи: — Сделайте милость, избавьте меня от унижения… — И тихо добавил: — Через двадцать четыре часа все будет кончено. Страх охватил присутствующих. Художники, знатные и простые прихожане взирали на советника Козимо с растерянностью, смешанной с ужасом. Происходило ли все на самом деле, или Санта-Мария дель Фьоре охватили галлюцинации и кошмары? — Итак, — промолвил Козимо, — ребенок оказался прав. Неужели ваша ненависть настолько огромна, что вы пожертвовали собой с единственной целью: увлечь нас к смерти? Сассетти, окаменев лицом, величественно молчал. Колокол на башенке неожиданно звякнул; этот звук можно было принять за призывно-похоронный звон посланца покоящихся в земле. Лоренцо Гиберти вышел из ряда, в котором сидел, и направился к Сассетти. За ним последовали отец де Куза, Фра Анджелико, Альберти, Брунеллески и другие. — За что? — спросил золотых дел мастер, автор «Врат рая». — Меня-то за что? А моих собратьев? Каменное лицо советника несколько оживилось. — Потому что вы воплощаете зло. Вы! — Он повел рукой. — Вы и все они! Гиберти хрипло засмеялся: — Что, спорынья уже разъедает ваш мозг? Поведение Сассетти изменилось, вызов появился на его высоко поднятом лице. — Да, зло! Отодвинув своего собеседника, он взошел по ступеням к главному алтарю и, подняв к небу руки с сжатыми кулаками, обратился к толпе: — Братья мои! В Европе, от севера до юга, установилось царство варваров! Мы находимся на пороге проклятой эры, эры хаоса, предвестника краха нашей цивилизации. Из Болоньи, Неаполя, Мантуи, Колони, Парижа поднимаются отголоски богохульства, ренегатства, запущенности. Даже здесь, во Флоренции, они приняли такой размах, что стали оглушительными. Повсюду слышишь, что наши дети замучены бесплодными формулами и они не должны больше повторять и заучивать наизусть жития святых. Ересь! Он замолчал, будто силясь унять охватившее его лихорадочное возбуждение. В нефе все замерли, затаили дыхание. Купол над головами, казалось, покачивался на краю бездны. Голос Сассетти стал громче: — Я собственными ушами слышал, как один учитель заявил, будто источники знания текут из Греции, Рима, что надо вытащить на свет оскверняющие языческие скульптуры античности и ввести в преподавание писания Плиния, Платона, Апулея, Сенеки! Известно ли вам, что этот человек… — он указал на Козимо, — этот человек и его прихвостни без ума от имен античных героев? Что они декламируют сонеты Петрарки с таким же пафосом, будто речь идет о евангелических стихах? Петрарка — непогрешимый символ этих развратников! Кулак Сассетти сжался, на висках набухли вены. Каждая частица его тела дышала ненавистью и безумием. — Как можно допустить распространение подобных идей? Как можно согласиться с тем, что на наших глазах уходят в забвение столетиями приносимые жертвы, возникает угроза нашей вере, оскверняется святая Церковь, опошляются останки наших мучеников, и все это во имя Эроса и Данаи? С кафедр нам проповедуют вздор, глумятся над установившимся порядком. Что они говорят? По их мнению, в мире нет ничего прекраснее человека. А мы хорошо знаем, что значит человек, чего он стоит! В этих варварских обществах они учат, что развитие наших детей возможно лишь в условиях освобождения их от всех моральных и религиозных устоев. Хуже того! Они наставляют их на путь критического отношения к священным текстам, якобы с целью восстановления их первозданной чистоты! Богохульство… — Он протянул руку в сторону художников: — Понятно ли вам теперь, что эти люди являются пособниками дьявола? Своими скульптурами, нечестивыми картинами они разрушают порядок и приобретают житейский опыт. Что они предлагают нам взамен? Неуверенность! — Он пристально посмотрел на отца де Куза: — Подумать только, вы, отец мой, представитель Бога, подумываете о пересмотре системы Птолемея, признанной и благословленной нашей святой Церковью! По-вашему, не Земля является центром вселенной, а Солнце. Этой вселенной, которая была сотворена Всемогущим по незыблемым принципам! Он умолк и молчал довольно долго. Тишину нарушил дрожащий голосок Яна: — А я? Что я вам сделал? Губы флорентийца раздвинулись в циничной ухмылке. — Среди них ты, может быть, самый опасный, самый грозный. — Он впился взглядом в глаза мальчика. — Хитрец! Ты проник в великую тайну! Ошарашенный, Ян запинаясь забормотал: — Я не понимаю… Клянусь, я ничего не понимаю! О чем вы говорите? Сассетти растерянно смотрел на него. Было заметно, что реплика мальчика застала его врасплох. Показалось даже, что он впервые потерял почву под ногами. Он презрительно передернул плечами и с еще большим озлоблением продолжил: — Подумать только, окольным путем, через книгопечатника, при помощи книг, сфабрикованных бесконтрольно за несколько часов в тысячах экземплярах, этот нечестивец Лоренс Костер задумал распространять знание среди черни, доказывая, что оно доступно любому ничтожеству! Безумие! Разве не ведал он, что знание — это оружие и, овладев им, можно властвовать над народами? А что такое народ? Это каприз природы, призванный возвеличить только одного человека! Заурядность не может, не должна иметь доступа к знанию. Только человек, признанный незаурядным и обученный посвященным, имеет на него право. Лишь отдельные личности могут быть носителями знаний, и их священная миссия — защищать познание, дабы оно не оказалось в руках безбожников. Бог предоставил нам эту привилегию. Бог да сохранит нас! Показалось, что в дальнем углу собора содрогнулась под своей алебастровой туникой святая Репарата. Словно непроницаемый покров окутал присутствующих. Не было этой речи. Не могло быть. Она никем не могла быть произнесена ни сегодня, ни завтра, ни в грядущие столетия… Атмосфера стала удушливой. Было нечем дышать… Гиберти сделал шаг вперед и смерил взглядом флорентийца. — Мне жаль вас, Сассетти, — равнодушно сказал он. — Мне жаль вас не только из-за того, что ваш рассудок поврежден, а потому, что вы не имеете представления о смысле жизни, великодушии, благородстве. Без этих качеств любое творение, любая идея, как бы возвышенны они ни были, оказываются холодной звездой. Как вы, Сассетти. Мертвая, холодная звезда… Снова тишина воцарилась в соборе. Лишь Козимо решился ее нарушить. — Отпустите его, пусть он уходит, — приказал он солдатам. — Ни одна тюрьма, никакое наказание не соизмеримы с его действиями. Пусть он сгинет, как погибли невинные люди во Фьезоле и на том берегу реки. И если кто-нибудь из вас встретит его, лишенного плоти, на улицах Флоренции, да повторит он ему его собственные слова: «Мы хорошо знаем, чего стоит человек…» Сассетти медленно прошел по центральному проходу, открыл дверь и исчез, проглоченный солнцем.
|