Absentis

Каннибалианство

(Выдержки из статьи "Ловцы человеков")

 

 

1. Будут манить тебя они чудесами Господа своего. Скажут они, что есть у Него чудо пресуществления, что есть у них Таинство Евхаристии.

2. Скажут: хлеб и вино Дарами Святыми становятся. Обращается хлеб в плоть Господню, вино же в кровь Его и даруют они благодать вкусившим их.

3. И в эту ложь ты поверишь! Разве дикарь ты, чтобы поедать плоть и крови жаждать?

(Книга Лжи)

"Ведь это совершенно дикая, изуверская идея, ведущая свое начало от каннибализма, от эпохи человеческих жертвоприношений... Я не понимаю, - говорил я в сердцах, - как образованные люди - и физики, вроде вас - могут верить в этот дикий, восточный, мистический и притом кровавый бред... Я видел тот же упрямый, непроницаемый взгляд, и даже как будто скрытую усмешку: "Говори, мол, говори, а я что-то знаю, что ты не знаешь и не поймешь". Таковы, очевидно, все "истинно верующие", - их не достанешь никакими доводами разума, и они будут верить вопреки очевидности ..." (профессор Б.Е. Райков "На жизненном пути"). Очевидность - это для профессора. Но для христианина также "очевидно" нечто другое. Вы ведь, наверное, тоже часто видели этот взгляд? И пока мы будем прятаться в пещерах эгоцентризма, считая, что верующие должны смотреть на мир нашими глазами, мы действительно ничего не поймем. Так что же христиане такое знают, что нам "не понять"?

 

На заре цивилизации

Представляется, что в человеке так много от животного, что гипотеза Дарвина имеет право на существование. Произошел ли он от обезьяны или нет, смысл не в этом; смысл в том, что человек растет где-то из животного. Но куда девается животное?

(Ошо Раджниш)

 

Спросите у обычного человека - скажем в Москве на улице, что он думает о каннибализме. Если он от вас не убежит или не вызовет милицию, то вы выясните, что каннибализм ассоциируется у него с маньяками-людоедами из газеты "Мегаполис-Экспресс" и с уже вымершими дикарями с загадочных островов. Никто и не вспомнит, что мы тоже когда-то были дикарями.

"Так, достоверно установлено, что кроманьонец жил вместе с неандертальцем и даже... охотился на него. Кроманьонец, таким образом, был своеобразным каннибалом - съедал своего ближайшего сородича, предка". (Проф. ДУЛУМАН Е. К. доктор философских наук, кандидат богословия ФИЛОСОФИЯ. Курс лекций. Тема 13. Философская Антропология).

В статье "Homo militaris" доктор биологических наук В. Дольник рассматривает присутствие в человеке древних животных инстинктов, которые и на сегодня определяют некоторые паттерны поведения. Приведем несколько цитат, хотя статья заслуживает прочтения целиком. "От каннибализма разумного человека никуда не денешься. Человеческие кости в мусорных кучах людей каменного века находили часто и повсеместно…. Недавние раскопки в пещерах на юго-востоке Франции принесли из мусорных ям шеститысячелетней давности множество костей и животных, и человека. Все кости хранят на себе следы каменных орудий, которыми их разрубали, срезая мясо. Оказалось, что человек и зверь разделывались по одной схеме, одинаково разрубались на куски. "Это свидетельство общепринятого регулярного каннибализма у людей каменного века", - делает вывод П. Вилла, руководитель раскопок". Заметим, Папуа - Новая Гвинея и прочие австралийские аборигены тут не причем - на территории Франции. Наши европейские предки.

Считается, что у человека, как и у стадных животных должен существовать инстинктивный запрет на каннибализм. И до появления Homo sapiens так оно и было. У животных, например у волков, при нехватки пищевых ресурсов или переуплотнении популяции этот запрет снимается. Парадоксально, но каким-то образом появление разума у человека сопровождалось отключением запрета и появлением обратного инстинкта. Инстинкта каннибализма. Я отнюдь не являюсь приверженцем концепции Поршнева-Диденко ввиду ее бредовости и отсутствия доказательств, но им было от чего отталкиваться. Повышенный же интерес, скажем к книгам Диденко, достойным занять место на полке рядом с произведениями Г. Климова, показателен - вытесненный из сознания современной моралью инстинкт ищет выхода (подобно распространению порнографии в странах "победившего феминизма"). Вернемся к В. Дольнику: "Итак, людоедство позднее, эволюционно молодое приобретение, видовой признак разумного человека…. Если людоедство - свойство нашего с вами вида, то понятно, что только жестокое подавление этого инстинкта сдерживает его реализацию. Сначала людям удалось перестать людоедствовать каждодневно. Но по праздникам все же кого-нибудь да съедали. Потом уже не убивали, а только пускали кровь. Потом по обычным праздникам жертву заменяли животным, а по великим - пускали кровь. Боги тут очень пригодились для самооправдания: жертвы приносились как бы им (см. также Мондер Килани, профессор Института антропологии и социологии Лозаннского университета: "в принципе поедать себе подобного – табу; чтобы нарушить его, за разрешением обращаются к богам"). Потом и эти жертвы заменили изображение плоти и крови из подходящих растительных продуктов. Подавление людоедства у самых развитых народов завершалось уже в письменный период, и поэтому до нас дошло много свидетельств и в прозе, и в стихах, и в скульптуре".

Добавим - не только людоедства, но также и вампиризма, например, рыцарей-бургундов в "Песни о нибелунгах":

"...И к свежей ране трупа припал иссохшим ртом.
Впервые кровь он пил и все ж доволен был питьем".

"Среди разных войн человечеству знакомы и чисто каннибалические", - отмечает далее В. Дольник. Мне видится, что их отголоски вполне органично попали в те самые "свидетельства в прозе" - Библию, как, например, такие сведения о поступках врагов: "ибо они съели Иакова, пожрали его и истребили его, и жилище его опустошили" (Иеремия 10:25), или о том, как в свою очередь следует поступать с врагами: "не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их" (Числа 14:9)

 

Далеко ли цивилизация ушла от каннибализма?

Свойства, которым рано или поздно суждено стать достоянием зоопарка, продолжают управлять нашей жизнью, и люди страшатся отказаться от них даже в мыслях, потому что чувствуют, что с их потерей у них не останется ничего. Хуже всего то, что в большинстве случаев они совершенно правы

(Гурджиев. Новая модель вселенной)

 

Африка. Здесь у императора-людоеда Бокасса сорвало крышу, и он возомнил себя 13-ым апостолом Христа, объявил страну империей и начал активно "причащаться" подданными. В свободное от целования взасос с Брежневым время император съел более 200 детей - это было официально предъявленное французами обвинение. Но Бокасса детьми не ограничивался, а выбирал жертвы вполне по канонам Священного Каннибализма, чтобы перенять их ум и храбрость, съев даже единственного в стране математика. Свергнутого в 1979 году Бокасса так и не казнили, и уже в 1993 году он, выступая в кафедральном соборе, провозгласил себя "посланцем Бога на Земле". Возможно, это просто случайная патология? Но в Африке также были распространены разнообразные общества "людей-бабуинов", "людей-крокодилов". И по сей день мы знаем крайне мало о мотивах совершавшихся ими убийств. Был ли это каннибализм в чистом виде или нечто иное? Более известны "люди-леопарды", так как их активность и количество убийств в начале прошлого века вынудило колониальные власти произвести сотни арестов и казнить десятки человек. Среди обвиняемых был житель острова Шербро по имени Даниэль Уилберфорс, выходец из семьи вождя, которого в свое время один американский миссионер посылал учиться в США. Он оказался способным учеником и получил сан священника, но, вернувшись в Сьерра-Леоне, пошел по прежней стезе и стал верховным вождем племени имперри. В период между 1899-1905 годами в области, подвластной Уилберфорсу, было отмечено резкое возрастание активности общества леопардов. Уилберфос подкупил ведущих негритянских адвокатов, которые весьма успешно провели защиту. Они доказали, что, поскольку Уилберфорс является американским гражданином, местный суд не имеет над ним юрисдикции. Уилберфорс снова занялся религиозной деятельностью и отбыл в США для чтения лекций. В ходе процессов 1912-1913 годов, Уилберфорс снова был задержан в связи с исчезновением девушки в сезон уборки риса. Согласно показаниям свидетелей, Уилберфорс получил свою долю тела жертвы. И снова Уилберфорса оправдали, но на этот раз он был выслан из страны в Либерию. В последний раз взрыв активности общества леопардов наблюдался в Нигерии в округе Калабар в 1945-1947 годах. В разных местах были обнаружены тела более чем пятидесяти жертв, у всех были вскрыты яремные вены. У некоторых убитых были вынуты сердце и легкие. Другие тела выглядели так, словно их действительно грыз зверь.

Перенесемся, например в Мексику. История сообщает нам, что испанцы, которые столкнулись с ацтеками, негодовали на считающееся нормальным мужеложство, кровавые жертвоприношения индейцев и каннибализм. "Надо сказать, что самая благочестивая нация Европы хорошо поработала, чтобы внедрить христианские заповеди в дикарский образ жизни. Сейчас Мексика - изумительно христианская страна, где на улице не встретишь ни одной проститутки. Собор Святой Девы Марии Гваделупской - второй по обороту верующих в католическом мире, после Ватикана. Нигде еще не видел, что половина народа передвигается исключительно на коленях, дикие индейские мачо остервенело бухаются в пол… " - замечает побывавший там турист. Пока что просто отметим такой факт: бывшие людоеды ныне - "изумительно христианская страна". Возможно, правда, сыграла свою роль и привычность древней Америки к обрядам распинания жертв и богов на крестах. Так что христианство приживалось там довольно органично. Оно не сильно отличалось:

"Вплоть до наших дней жрецы бога, принесшего мир на землю, служители хваленой чистой религии, продолжают, будучи у власти, совершать у некоторых народов всесожжения, человеческие жертвоприношения, нисколько не уступающие в жестокости тем, которые варварские жрецы в Мексике приносили своим отвратительным богам". (Поль Анри Гольбах. "Священная зараза")

Недавно один мой знакомый лаосец попал в больницу, заразившись бычьим цепнем. Оказалось, что это не редкость - в Лаосе, Мьянме и даже на севере Таиланда очень любят есть сырое мясо, запивая кровью. И ладно бы что-нибудь полезное, или хотя бы считающееся таковым в местной культуре - скажем, кровь кобры - а ведь жрут и пьют все подряд, даже свинину, без всякого благословения Будды на это. И ведь не потому, что приготовить не на чем. Сырая или плохо приготовленная свинина, кстати, действительно опасна - свиной цепень может быть смертелен. Я полагаю, в этом и была причина ее запрещения иудеями - они заметили связь: поел свинины - заболел - умер. А приготовить хорошо в пустыне сложно - напряженка с дровами, готовили даже …на чем Бог советует, помните: "пеки их при глазах их на человеческом кале", в лучшем же случае: "Я дозволяю тебе, вместо человеческого кала, коровий помет, и на нем приготовляй хлеб твой" (Иезекииль 4:12-15). На мой взгляд поедание сырого мяса - это редукция того же инстинкта. Но может это просто какой-нибудь "инстинкт охотника"? Что ж, отправимся южнее, а пока отметим - в Лаосе, Камбодже, Таиланде, Вьетнаме вроде бы каннибализма не замечается, впрочем, как и христианства.

Суматра, Индонезия. Здесь, на озере Тоба, в стране батаков, Марко Поло, посетивший остров в 1292 году записал: "Батаки едят своих родителей, когда они состарятся". И так продолжалось до недавнего прошлого. "Иногда ели мясо сырым, иногда его ели с лимоном, солью, перцем и рисом. Человеческую кровь пили через бамбуковую трубочку. Лучшими кусками считались ладони и подошвы ног", - замечает сэр Раффлз, губернатор Суматры в 18 веке. Быть съеденным чужаком считалось высшим оскорблением семьи. Часто съедали преступников. Головы выставляли на шестах в качестве назидания. У села Амбарита расположены мегалитические сооружения, одно из которых - настоящий стол каннибала, где жертву забивали до смерти, обезглавливали, разделывали, а затем, приготовив вместе с мясом буйвола, употребляли на завтрак, запивая свежей кровью. Путеводитель отмечает: "Голландцы сумели покорить свободолюбивое население Суматры только в начале 20 века когда, наконец, завоевали мятежное королевство Аче, и обратили батаков в христианство. Но вплоть до 70 годов на некоторых островах Суматры, например Сиберут и в глухих лесах на юго-востоке свирепствовали охотники за головами". Опять отметим странный факт - в христианство удалось обратить только людоедов. Индонезия ныне - мусульманская страна. Путеводитель, внушая, что "охотники за головами" канули в греческую Лету, умалчивает, что на некоторых островах Индонезии каннибализм процветает до сих пор. Существуют вполне цивилизованные селения, в которых жители считают: чтобы после смерти любимый человек навсегда остался с тобой, его надо съесть. В Джакарте, стараясь особо не афишировать, организовали даже специальную каннибальную полицию, которая, узнав о случае людоедства на каком-нибудь острове, должна вылетать туда и наказывать "дикарей". Но доказать факты не легко, ибо едят не кого попало, а только своих умерших родственников. Мясо отделяется от костей, готовится специальным способом и поедается только в кругу семьи, а кости сжигаются с соблюдением должного ритуала.

Итак, как мы видим, человечество ушло от каннибализма совсем недалеко. А теперь вернемся к отмеченной корреляции христианства и людоедства:

"служители римско-католической церкви яростно обрушивались вначале на тех, кто осмеливался подвергать критике догму действительного присутствия божества в освященном хлебе, или в евхаристии. …. В странах, где евхаристия является лишь эмблемой, церковь имеет гораздо меньше власти, чем в тех, где этот хлеб сам бог. (Поль Анри Гольбах. "Священная зараза")

 Сам Гольбах никаких выводов из своего наблюдения не делает, но это может дать нам понимание той кровавой борьбы за принятие ныне действующего догмата "пресуществления" с убийством Скота Эригена - главного противника Пасхазия и привлечением инквизиции после Латеранского собора против остальных еретиков - противников такого учения "несимволического каннибализма".

Причащение

Итак, в храм мы приходим для того, чтобы нечто в нем получить.

Храм - это стены, выстроенные вокруг Таинства Причастия.

(Диакон Андрей Кураев)

а хочется нам крови, что ж, мы имеем кровь Христову...

(Тертуллиан)

 

"ЕВХАРИСТИЯ - великое таинство, состоящее в том, что владыка Вселенной угощает своим собственным телом духовенство и всех тех христиан, у которых достаточно здоровый желудок, чтобы переварить такое блюдо". (аббат Бернье aka Гольбах "Портативное богословие")

Фрейд писал: "Нет недостатка в исследователях, удивлявшихся сходству между обрядом христианского причастия (когда верующие символически поедают плоть и кровь их Бога) и тотемным пиршеством, внутренний смысл которого причастие, в сущности, воспроизводит" (Зигмунд Фрейд. Этот человек Моисей). Удивительно здесь как раз то, что исследователи "удивлялись". Не "отмечали", не "анализировали", а удивлялись. Возможно, здесь у Фрейда оговорка "по Фрейду" (сорри за невольный каламбур). И, кстати, отметим в той же фразе вторую оговорку Фрейда (или, если хотите, просто светский взгляд на религиозный ритуал) - в католической Австрии, где основоположник психоанализа дописывал свою последнюю книгу, реальность, а не символичность причастия - непререкаемый догмат. В любом случае тому же Фрейду надо было "психоанализировать" причины, состоящие в табу на мысли о каннибализме (запрет на вытесненный современным обществом из сознания инстинкт) (1) и догматической установке: "христианство, конечно, много чего натворило, но в целом оно изначально хорошее и полезное и не может нарушать им самим декларируемые ценности, таким образом прямой связи здесь быть не может, следовательно это - совпадение. Но так похоже - удивительно!" Такой взгляд на христианство (белое и пушистое), настолько плотно въелся в сознание людей, что любое высказывание, конфликтующее с этим догматом (а заодно и с "общечеловеческими" - сиречь христианскими ценностями), например, утверждение "Апостолы съели Христа" (здесь еще плюс вышеуказанное табу) может вызвать априорное инстинктивное отрицание даже у заядлого атеиста. Атеисты посмеиваются над "глупыми верующими, считающими причастие Телом Христовым". Даже что-то вроде анекдота придумали - христиане, дескать, не могут доказать реальность "пресуществления" хлеба в плоть, а вина в кровь и оправдываются, что "хлеб - действительно Тело, а вино - Кровь, но если их отдать богомерзкому ученому - атеисту для анализа, то они станут обычным хлебом и вином, а самому верующему проводить анализ также безрезультатно, ибо согрешил - усомнился в вере, что тоже приведет к возвращению крови в вино и плоти в хлеб". А может, и правда так верующие говорят - пусть атеисты посмеются, главное, что бы не заметили, что вопрос соскользнул в другую плоскость: реально ли "пресуществление"физически. А это абсолютно неважно!

Напомню вывод В. Дольника: "Если людоедство - свойство нашего с вами вида, то понятно, что только жестокое подавление этого инстинкта сдерживает его реализацию". Доктор, точно также как и Фрейд, удивляясь "странности" христианского причастия, не видит то, что пришло в голову светлым христианским умам - как использовать подавленный инстинкт… Никто больше не подумал о такой возможности - псевдореализации © инстинкта - Евхаристии. Ибо при приеме причастия влечение фактически и не вытесняется, и не сублимируется, а - реализуется! Подменяется только объект каннибализма. Но подменяется лишь для стороннего наблюдателя, а для верующего он реален! Это замечательно выразил А. Уилсон: "… верующие утверждают, что едят плоть и кровь, смакуя их с упоением Ганнибала Лектора, а неверующие видят лишь хлеб и вино? С феноменологической или даже патафизической точки зрения, - если участники социального обряда страстно верят, что наслаждаются трапезой каннибалов, то эти слова точно и аккуратно описывают их ощущение. Отстраненный наблюдатель, который не видит ни плоти, ни крови, не разделяет представлений членов группы и не входит в их туннель реальности, совершенно по-другому классифицирует свое ощущение, не усматривая никакого внутреннего смысла за внешними действиями, - словно глухой, который наблюдает за игрой симфонического оркестра, но не слышит музыки" (Роберт А. Уилсон. Моя жизнь после смерти)

Внушить христианину, что он действительно ест тело Христа не так сложно, сложнее сделать так, чтобы он этого "не замечал", то есть - "тело реально, но каннибализма здесь нет". Но сложно только на первый взгляд - на помощь приходит замечательный оруэлловский "двоедум" (doublethink): человеческий разум прекрасно может одновременно верить и во взаимоисключающие вещи.

Этим и объясняется привлекательность христианства для большинства верующих - оно предоставляет легализованную возможность удовлетворения латентной склонности к каннибализму, возможность реализации древнего инстинкта. Таким образом христианство мастерски решило проблемы основных животных инстинктов человека, обогнав по изобретательности все другие религии (2).

"Не случайно очень часто бывает, что уже после первой исповеди и причастия люди перестают принимать наркотики". (доктор медицинских наук священник Анатолий (Берестов), руководитель московского душепопечительского центра во имя Иоанна Кронштадтского)

Да, уважаемый "доктор", не случайно.… Этот наркотик посильнее будет…

© 12.2003

old.absentis.org

 

* примечания

 

*1) Любопытно, что раньше сам Фрейд писал: "Речь идет об импульсивных желаниях инцеста, каннибализма и кровожадности. ... лишь каннибализм представляется всеми отвергнутым и, для неаналитичного рассмотрения, вполне преодоленным; ... Возможно, еще предстоят фазы развития, на которых удовлетворение и других, сегодня вполне допустимых, желаний будет казаться таким же неприемлемым, как сейчас каннибализм. Уже в этих древнейших отречениях дает о себе знать один психологический фактор, сохраняющий значение и для всех последующих. Неверно, что человеческая психика с древнейших времен не развивалась и, в отличие от прогресса науки и техники, сегодня все еще такая же, как в начале истории. Мы можем здесь привести один пример этого психического прогресса. Наше развитие идет в том направлении, что внешнее принуждение постепенно уходит внутрь, и особая психическая инстанция, человеческое сверх-Я, включает его в число своих заповедей". (Зигмунд Фрейд Будущее одной иллюзии)

 

*2) Что может дать, скажем, ислам? Ресторанно-плотский рай и тот же "Страх Божий": "Поистине, тех, кто не веровал в наше знамение, Мы сожжем в огне! Всякий раз, как сготовится их кожа, мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказание. Поистине, Аллах - великий, мудрый!" (с.4, а.59). И все. А христианство может дать Любовь. Христианство действительно религия Любви (именно так, с большой буквы). Сексуальный инстинкт сублимируется в Любовь к Господу, инстинкт самосохранения, страх смерти, решается возможностью вечной жизни в раю, в который попадают опять же только Возлюбив Господа. Инстинкт каннибализма псевдореализуется с частичной сублимацией в ту же Любовь (вспомните сюсюкающую со своим малышом мамашу: "так тебя люблю, что сейчас бы съела"), а инстинкт голода - ну, представьте себе насколько вкусней блюдо под названием Христос после Великого поста…(тех, кто задумался, как можно утолить голод кусочком хлеба, прошу вспомнить, что это не облаткки-просвирки-хлеб, а Тело). Такая вот Любовь.