|
AbsentisИисусе Сладчайший
Хлеб или Плоть?Как только последователи не называли Иисуса! И Иисус Сладчайший, и Пасхальный Агнец, и Божественный Пеликан…. Эти Имена Бога, впрочем, всегда объединяло одно - их гастрономическая семантика. Давайте для начала вслушаемся в молитвы Сладчайшему Иисусу. "Едва произносилось сладчайшее имя Иисуса - ухо преисполнялось восторгом, а уста - приятностию" (Практика и Обучение. Молитвослов). "Благодарю Тебя, святой Господи, Отче всемогущий, вечный Боже…. единственно по милосердию Твоему удостоил насытиться драгоценным Телом и Кровью Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа; …. Умоляю Тебя, приведи меня недостойного от этой сладчайшей трапезы туда, где Ты - … трапеза изобилия, вечная радость, неизреченная сладость и совершенное блаженство. Ради Христа, Господа нашего. Аминь" (Молитва св. Фомы Аквинского). "Сладчайший Господи Иисусе... душа моя жаждала Тебя, хлеба Ангелов, пищи святых душ, хлеба нашего повседневного, сверхъестественного, имеющего в себе всяческую сладость, и лакомство, и услаждение всяческого вкуса. Тебя, Коего жаждут лицезреть Ангелы, всегда да жаждет сердце мое и да преизобильно трапейзует Тобою, и услаждение сладостью Твоею да исполнит внутренность души моей" (Молитва св. Бонавентуры " Transfige ") Но, по пословице, "сколько не говори 'халва', а во рту слаще не станет", для таких "сладкословий" в рот все-таки надо было что-то положить. И христиане клали - и кладут - кусочки хлеба, которые они, однако, считают Богом. Современные протестанты и некоторые другие конфессии полагают, что этот хлеб лишь символ ("Сие творите в воспоминание обо мне"), понимая (или боясь подсознательно), что несимволическое Причастие - Богоедство (термин, по-видимому, впервые употреблен Мариной Цветаевой /1) приведет их к мысли, о том, что и самого Христа съели когда-то вполне не символично: "Как известно, Евхаристия есть причащение истинным Телу и Крови Христовым. Однако как ни крути, а употребляем мы хлеб и вино с водой. В связи с этим, в каком смысле они Тело и Кровь? Ясно, что Тело - это не мясо человека Иисуса, иначе это каннибализм"(2). "Символизм также заложен Христом, когда он преподавал вечерю ученикам и говорил, что они едят Его плоть и пьют Его кровь. Если бы это произошло не в символизме, то Христос был бы съеден своими учениками, а не распят на кресте"(Дискуссии о духовном /3). Слова: "Я - хлеб жизни", "Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную" (Иоанн 6:48,6:54) нельзя понимать буквально! Так бы ученики Иисуса съели бы Его сразу после снятия с креста"(29). Такая позиция: "Принимая причастие мы вспоминаем жертву, которую Господь принес ради нас", естественно, вызывает насмешки как неверующих: "Странно как-то работает у христиан механизм памяти. Пока в рот господа не положишь, и не вспомнишь. Господь - вроде таблетки от склероза, что ли?", так и остальных христиан. Православные, католики и другие конфессии, считающие, что "В Библии нет ни одной ошибки. Библия верна во всех смыслах. Все в Библии истинно в прямом смысле"(4), ерничают в ответ: "И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. Впрочем, не принимайте этого всерьез, положьте Тело Мое назад в тарелку" - таков восстановленный протестантами Матфей 26.26". И, помня, что Апостол Павел учил "не мудрствовать сверх того, что написано" (1 Кор.4:6; ср. Кол.2:8), остальные христиане рассматривают отрицание реальности Плоти и Крови в евхаристии, как "еще один вид ереси, встречающейся среди некоторых протестантских течений, где люди, отрицая пресуществление хлеба и вина вечери Господней, рассматривают их только как хлеб и как вино, подходят к этим дивным символам и принимают их без должного благоговения, "не рассуждая о Теле Господнем" (1 Кор. 11, 29). (5) Последняя попытка сторонников символического причастия - воззвать к эмоциональному неприятию реального поеданию Тела и Крови: "Такому человеку советую представить себе Святых Апостолов грызущих, подобно вампирам, Спасителя"(6). Но православных и католиков это абсолютно не шокирует. Они знают, что это так и было. Как и вписано в Катехизис: "Наш способ мышления соответствует Евхаристии, и Евхаристия, в свою очередь, подтверждает наш способ мышления". (7- 1326) Православный взгляд на этот вопрос разночтений не допускает: "Святое Причащение соединяет нас с нашим Сладчайшим Господом. Вкушая Тело и Кровь Христовы, мы не только своим духом соединяемся с Господом, но и телом. Ведь сказал Господь: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин.6,56)." "Во всех православных храмах до конца мира, пока стоит земля, будет совершаться это величайшее из таинств - Причащение Божественного Тела и Животворящей Крови Господних для соединения нашей верующей, в раскаянии очищенной от грехов души с нашим Спасителем, в залог вечного общения со Сладчайшим Господом." "Когда мы думаем о том, как спасти себя для блаженной вечности, мы никогда не должны забывать, что к этой жизни вечной нас готовят не только вера, не только любовь, не только добрые дела, не только исполнение заповедей Христовых, но вот то, о чем говорит нам в этих словах Спаситель: вкушение Его Божественной Плоти и Его Животворящей Крови." (Православная газета №7 (184) 2002) (см. также "христианские материалы - Диалог между Православным и Экуменистом о Теле и Крови Христовых" и "Приимите, ядите..." от Святителя Луки) Диакон Кураев ставит точку в споре: "Религиозно они неправы потому, что лишь воспоминаниями о когда-то бывшей трапезе сыт не будешь.". "И вновь вспомним параллелизм между двумя Пасхами: Христос повторяет слова Моисея: Сия есть кровь завета, который завещал вам Бог (Исх. 24, 8). Но Моисей при этом использовал действительную кровь агнца. Христос говорит те же самые слова. Ветхозаветный агнец заменен Христом. А кровь агнца - просто вином?". "Вечеря Господня напоминает…", - я отвечаю: да, только этого мало! Голод моей души не утолить воспоминанием о том, как Христос когда-то накормил апостолов. Я хочу, я жажду быть участником той же Трапезы, на которую Спаситель позвал апостолов." "Православные предлагают протестантам одно: примите Евангелие целиком, а не кусочками. Услышьте Его обращение: Покайтесь… Приимите… Сия есть Кровь Моя" (9). Более того, православные приходят в яростное негодование, если кто-нибудь пытается сказать, что Хлеб это просто хлеб, а не Плоть. В статье о недавнем процессе по поводу разгромленной христианами выставки "Осторожно, религия" православная позиция была высказана предельно ясно: "А между тем, в зале суда продолжалось кощунство. Адвокат Шмидт с упоением доказывал присутствующим на процессе православным, что на Святом Причастии они принимают не Тело и Кровь Христову, а простые хлеб и вино" (статья "Кощунство продолжается" http://www.maponz.ru/stat_011.htm). Адвокат Шмидт посмел покуситься на Самое Святое, на Мясо Христово... Точно также обстоит дело в католичестве. "Св. Евхаристия есть Сам живой Спаситель наш Иисус Христос, во время Св. Литургии под видом хлеба и вина приносимый Богу в жертву". "Это главное священнодействие христианской религии, так как на нем совершается преложение даров - хлеба и вина - в Тело и Кровь Христову" (10). "Ибо Святая Евхаристия содержит в себе все духовное сокровище Церкви, то есть Самого Христа - нашу Пасху" (7). "Христос далек от символизма" (см. здесь христианские материалы - Католическая Россия. Евхаристия). Собственно, одно из главных догматических противоречий между католиками и православными состоит всего лишь в том, как именно следует кушать Христа - целиком или по кусочкам. Католики считают, что в Тело входит и Кровь, и мирянам этого достаточно, а православные потчуют паству Телом и Кровью раздельно. Реальность ингредиентов Трапезы присутствует также и в лютеранском понимании "Это истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, содержащиеся в хлебе и вине и находящиеся под видом хлеба и вина, которые нам, христианам, заповедано Словом Христовым есть и пить"(11). Вот взгляд на эту проблему Святых Отцов Церкви: "Мы должны беспрекословно во всем доверять Господу. И даже если то, что было Им сказано, - покажется неуместным нашим чувствам и представлениям, - то пусть Его Святое Слово заменяет нам и чувства, и разум". "И поскольку Он Сам сказал нам: "Сие есть Тело Мое" - не будем же притыкаться ко всевозможным двусмысленностям, - но будем именно верить сему". "Не только должно нам увидеть Господа, но и взять Его в руки, наложить зубы на Его Плоть". "Плоть и кровь Господа... Как же мы должны быть чисты, чтобы принять такую жертву! Разве наша рука не должна сиять сильней, чем солнечные лучи, чтобы рвать эту плоть? А наш рот, который наполняется духовным огнем? Наш дрожащий язык, покрасневший от крови? Подумай, какая честь тебе оказана, за каким столом ты сидишь" - учит нас Святой Иоанн Златоуст. "Хлеб и вино не есть образ Тела и Крови Христа (да не будет!), но самое Тело Господа обожествлённое, так как Сам Господь сказал: сие есть мое, не образ Тела, но Тело; и не образ Крови, но Кровь" (Святой Иоанн Дамаскин. Точное Изложение Православной Веры, 4. 13). “Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть Плоть Иисуса Христа Сына Божия" - Святой Игнатий. “Если Сам Господь определённо сказал о хлебе: “Сие есть Тело Мое”, – кто осмелится после того сомневаться в этом? И если Сам подтвердил и изрёк: “Сия есть Кровь Моя”, – кто усомнится и скажет: это не Кровь Его?” - Святой Кирилл Иерусалимский. "Хлеб - это не просто таинство, но подлинное тело Христа, которое едят зубами" - Беренгар Турский, 1059 год. Вслушаемся и в православные христианские песнопения. "Христос есть Пасха, великая и священная, / съеденный как хлеб и заколотый как овца; / Ибо Он Сам был вознесен за нас как Жертва. / Его Тела благоговейно и Его Крови / мы все таинственно причащаемся". НА УТРЕНИ Песнь 9 (12) Такая вот у православных ежедневная утренняя песня…. Тут уж никак не "Хлеб мы едим в память о тебе, о Боже!", а "Христа, заколотого как овца, едим как хлеб". Впрочем, странного здесь ничего, конечно, нет. Так в догматах и есть: "Важнейшее Богослужение - то, в котором совершается таинство Святого Причащения (Евхаристии) - Божественная литургия. Таинство, в котором под видом хлеба и вина преподаются верующим истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа (Службы 13). "Православные понимали Евхаристию как саму реальность Тела и Крови Христовых, и уж никак не могли согласиться, что Евхаристия — только "образ", ибо образ создается затем, чтобы его видели, тогда как Евхаристия в основе своей остается пищей, которая должна быть съедена" (30). Никифор, патриарх Константинопольский (806—815), считал Тело "спасительной пищей" для христиан "не потому, что Тело перестало быть телом, но потому, что Оно осталось таковым и сохраняется как Тело". И все же откуда взялось такое понимание? Что стало с тем самым телом, которое было распято? Вот антифон Великой Пятницы: "Не якоже иудее празднуем: ибо Пасха наша за ны пожрен бысть Христос" (антифон 15). Воистину, более живым и образным был старославянский язык! Вслушайтесь, как ярче звучит "Ядите Тело Моё" и "пожрен бысть Христос". Но были ли ссылки на то, что случилось с Христом, в древних текстах? Да сколько угодно! Апокрифы, древние тексты и "пляски при гробах"
Корни вышеприведенного анекдота - в Евангелии от Фомы "Иисус сказал: Блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком. И проклят тот человек, которого съест лев, и лев станет человеком"(Евангелие от Фомы 7 (14). Здесь все согласуется с доктриной "Священного Каннибализма". Сила и дух "пожранного" переходят к "поедающему". "Кто съест его без соли и без лука, тот сильным, смелым, добрым станет, вроде Кука". (с) Высоцкий. Или, в интерпретации Св. Павла, очищающего "старую закваску новым тестом" (1 Кор 5:7-8), "Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет" (1 Кор 15:36). Так была постулирована каннибалистическая доктрина вечной жизни для тех, "...быв умервщлен по плоти, но ожив духом..." (1 Петр.3:18), для тех, кто "сеется в тлении, восстает в нетлении" (1 Кор. 15:42), "чтобы смертное поглощено было жизнью" (2 Кор. 5:4). "Вот какое величайшее значение имеет то святейшее из таинств - таинство Святого Причащения, к которому должен приступать каждый из нас, православных детей Божиих, чтобы, вкушая плоды этого святого таинства, "иметь в себе жизнь". Блаженной жизни вечной в Царствии Небесном, говорит Господь Иисус Христос, не наследует тот, кто не вкушает Плоти Сына Человеческого и не пьет Его Животворящей Крови"(8). Христиане уверовали, что Христос вселится в них, если они будут есть его тело и пить его кровь и таким образом они наследуют "жизнь вечную". "Но после того как это совершилось, как Христос пожрен был за нас и из ребра Его мы получили кровь и воду, мы ими преобразуемся, и кровию живем" (блж. Симеон Солунский). Высшем идеалом христианского служения стала замена своей личности на личность Христа. Схимонах Никодим Карульский пишет о преп. Феофиле Мироточивом: "Феофил, подобно святому Павлу апостолу, не жил более, но Христос жил в нем, а потому, подобно святому Павлу, удостоился он божественных даров Святого Духа" (17). "Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос, и жизнь ликовствует"! - восклицает Иоанн Златоуст, почувствовав в себе Христа. Христос ВОИСТИННО ВОСКРЕСЕ, только не в своем теле, а в телах последователей. "Я с вами во все дни до скончания века"(Мф. 28, 20). Тела последователей составили Церковь. Церковь в христианском понимании - тело Христа. "Христос готовил апостолов к их главному служению на земле. Они готовились строить Церковь. Именно о Евхаристии и созидании Церкви как Тела Господня шла речь". ("Путь веры" 18) Так христиане "наследовали жизнь вечную" и могли уже не бояться смерти. "Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем..."(2 Тим. 2-11), "Не бойтесь убивающих тело"(Лука 12:4). Появился культ мучеников. "Мученик становится Евхаристией, становится Христом (поэтому мощи мучеников рассматриваются как фрагмент космоса в славе, "будущего века", и запечатаны в жертвенниках, на которых совершается Евхаристия)" (21). Теперь христиане считают для себя высшим благом быть съеденными дикими зверями или быть сожженными заживо. Святой Игнатий, которому посчастливилось по милости Божией быть осужденным на растерзание зверями, (православные и сегодня любят распевать церковный гимн в честь Игнатия: "Игнатие ...желая насладиться общением любви со Спасителем, ты возжаждал быть съеденным зверями") в ожидании мученичества молится к Господу о том, чтобы звери не пощадили как-нибудь его, а растерзали так же, как растерзывали других: "я пшеница Божия и пусть буду измолота зубами зверя, чтоб стать чистым хлебом Господним". Тело и Хлеб так перепутались в головах ранних христиан, что не только в хлебе они видят плоть, а и в плоти (поджаренной плоти мучеников) видят хлеб (см. выше "Мученик становится Евхаристией..."). Тело именно "оригинального" Христа уже тоже не важно. Любое Тело хорошо, если "сообразно будет образу Сына Человеческого по всецелому причастию обожения" (св. Григорий Синаит, Д V - 206). Одно из наиболее древних и достоверных свидетельств такого видения - описание мученической кончины св. Поликарпа Смирнского, которое было составлено в Смирнской церкви сразу же после этого события, примерно в 157 году. У Поликарпа было видение: "надлежит мне сгореть живому" и его желание быстренько устроилось: "когда же огонь сильно разгорелся, то мы увидели чудо, мы, которым дано было видеть, которые и сохранены для того, чтобы происшедшее пересказать прочим. Огонь, приняв вид свода, подобно корабельному парусу, надутому ветром, оградил вокруг тело мученика, и оно, находясь посредине, было не как тело сожигаемое, но как испекаемый хлеб"(23). "Всесожжение" Поликарпа, "мученичеству которого, совершившемуся по Евангелию Христову, все подражать желают" (ibid), действительно прошло по канону - его даже пришлось "заклать": увидя, что "тело его не может быть истреблено огнем, велели подойти конфектору и пронзить его кинжалом" (ibid) Хоть проконсул и пытался, "чтобы и тело его не было взято нами", но ему это не удалось: "и так мы взяли затем кости его, которые драгоценнее дорогих камней и благороднее золота, и положили, где следовало. Там по возможности Господь даст и нам, собравшимся в веселии и радости, отпраздновать день рождения Его мученика" (ibid). Не будем гадать, что христиане собирались делать со "всесожженным телом" (впрочем можно догадаться), но отметим, что после сожжения человека заживо они пребывают в "веселии и радости". Не здесь ли предпосылки к методу казней инквизиции? С этих пор любая смерть мученика приводит христиан в неописуемую радость. Как с гордостью повествует нам официальное "Око церковное": "Да-да! Рождение мученика в новую жизнь приветствуется плясками при гробах, которые застал ещё свт. Василий Великий: "Мы пляшем священными плясками при гробницах святых" (y Conybeare F. Philo 254. цит. Bas t 1, p. 512)"(28). Святой Василий - это тот самый "Богомудрый учитель Церкви", который не только любил "плясать при гробах", но и прославился тем, что согласно официальным "Житиям Святых" причащал желающих "раздробляемыми на части младенцами", дабы убедить неверных, что "христианское таинство есть действительно страшное и славное". Да, видимо много дивных вещей творилось в подземельях и катакомбах ранних христиан… Когда же из-за постоянных обвинений в каннибализме христианам все же пришлось переходить на "хлебную евхаристию", выяснилось, что Хлеб преобразовать в Плоть не так и легко: "Слова призывания при преложении хлеба евхаристии и чаши благословения, кто из святых оставил нам письменно? " - сетует Святой Василий(24). Поэтому христиане решили быть так сказать "ближе к телу" и в дальнейшем есть хлеб только с трупов святых: "Древняя Христова Церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах мучеников, причем самые гробы их служили престолом для Таинства….К концу VII века обычай совершать Евхаристию только на мощах мучеников сделался уже почти узаконением: Франкский Собор постановил, что престол может быть освящен только в церкви, в которой есть мощи святых, а VII Вселенский Собор (787) определил, что "на будущее время всякий епископ, освятивший церковь без мощей, должен быть извержен" (Правило 7). С этих-то пор введены повсюду в храмах антиминсы, в которые обязательно влагаются частицы святых мощей и без которых невозможно совершение Таинства Евхаристии" - откровенно сообщает нам журнал Московской Патриархии(19). Но не все из "поядающих" были готовы совсем уж распрощаться со своей личностью и заменить ее Христом по словам св. Павла: "как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них" (2 Кор 6:16) "и уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал 2:20). Это создало известные проблемы для Главного Христианского Богослова - Аквината. "Аквинский очень отчетливо формулирует доводы…. Какая судьба должна постигнуть, вопрошает святой, того человека, который всю свою жизнь питался одним человеческим мясом и родители которого делали то же самое? Представляется несправедливым, чтобы его жертвы лишились своих тел в последний день из-за его кровожадности; но если им оставят их тела, то что же останется, чтобы составить его собственное тело?"(20). (см. Сумма против язычников. Книга 4). Впрочем, эта проблема была известна еще во времена Иисуса: "В (те) дни вы ели мертвое, вы делали его живым. Когда вы окажетесь в свете, что вы будете делать? В этот день вы - одно, вы стали двое. Когда же вы станете двое, что вы будете делать?" (Евангелие от Фомы 12). Таким образом, воспринимаемая сегодня как остроумный афоризм, фраза "короля фитнеса" Джека Лалейна: "То, что вы едите сегодня, будет ходить и разговаривать завтра" имеет давнюю предысторию…. А пока некоторые забывшие изначальное учение христиане задаются вопросом: "Что значит предоставить тело в жертву для разумного служения? …В каком смысле апостол умоляет христиан предоставить тело в жертву Богу для разумного служения, а не для самобичевания?" (16), мы, зная ответ, вернемся к Иисусу. "Иисус сказал: Посмотрите на того, кто жив, пока вы живете, дабы вы не умерли, - ищите увидеть его! И вы не сможете увидеть самаритянина, который несет ягненка [и] входит в Иудею. Он сказал ученикам своим: [Почему] он с ягненком? Они сказали ему: Чтобы убить его и съесть его. Он сказал им: Пока он жив, он его не съест, но [только] если он убивает его, [и] он [ягненок] становится трупом. Они сказали: Иначе он не сможет ударить. Он сказал им: Вы также ищите себе место в покое, дабы вы не стали трупом и вас не съели". (Евангелие от Фомы 64 Библиотека духовной литературы) Совсем уж откровенно написано в Евангелии Истины: "Он же был пригвождён к дереву, (и) он стал плодом Познания Отца. Он, однако, не вызвал разрушения, так как был съеден, но тех, кто ел его, он побудил возрадоваться открытию, и он открылся им в себе самом, и они открыли его в себе"(25). Теперь становится понятно, почему эти Евангелии стали считаться апокрифическими и не вошли в окончательную редакцию Библии. Впрочем, все изъять не удалось, и в самой Библии сохранилось достаточно свидетельств того, как был съеден Христос (#). Обратимся к другим христианским текстам, например, к житиям Святого Апостола Андрея Первозванного: "- Я удивляюсь, - сказалъ апостол, - как ты, будучи человеком умным, говоришь неразумное. Ужели ты думаешь муками выпытать от меня тайны Божии? Ты слышал от меня о таинстве креста и таинстве жертвы: если уверуешь во Христа Сына Божия, распятаго иудеями, что Он истинный Бог, тогда я открою тебе, как убиенный есть жив и как приносимый в жертву и вкушаемый пребывает цел в царстве Своем. - Если, - возразил проконсул, - Он, как ты говоришь, убиен и съеден людьми, то как же может быть жив и цел? - Если уверуешь ты всем своим сердцем, - ответил св. Андрей, - то можешь узнать эту тайну; если же не уверуешь - не узнаешь её никогда!"(26). Что же такое рассказал Первозванный Апостол проконсулу? Что христиане "символически кушают хлеб во воспоминание о Господе"? А проконсул услышал, что Иисус "убит и съеден людьми", поскольку, видимо, был туповат и не понял, о чем говорил Апостол? Да нет, Апостол только что назвал его "человеком умным". Тогда, наверное, проконсул был глуховат и не разобрал апостольской речи? Интересно, что многие исследователи обращали внимание на сходство Евхаристии и каннибализма, писали книги и труды на эти темы, искали истоки в каннибалистических культах и древних мистериях, но практически никто не довел мысль до логического конца, не смог представить с чего, а точнее с кого пошел культ христианского каннибализма. Одно из немногих (если не единственное) исключение - это Гурджиев, который в беседах с учениками, попутно высказав вроде бы очевидные, но опять же никем не замеченные вещи (например, для кого предназначалось учение Христа), заявил следующее: "Христу было известно, что он должен умереть: так было решено заранее. Знали это и его ученики, и каждому из них было известно, какую роль ему предстоит сыграть. В то же время им хотелось установить постоянную связь с Христом. С этой целью он дал им выпить свою кровь и съесть свою плоть. Это вовсе не было хлебом и вином, а подлинным телом и подлинной кровью." […] Эта лекция и особенно её конец вызвали в наших группах множество разговоров. Многих оттолкнуло то, что Гурджиев сказал о Христе, о Тайной Вечере; другие, напротив, почувствовали в этом какую-то истину, которой никогда не смогли бы достичь самостоятельно"(27). Ну что, споем вместе? "Иисусе, шуия, Сладчайший Иисусе Но Ты мя десным овцам Твоим, Христе Иисусе мой, сочетав, упокой, яко Благоутробен." (КАНОНЫ: Умилительный Господу нашему Иисусу Христу)
© Absentis 2004
(1) "Чудовищность причастия: е с т ь Б о г а.. Богоедство". М. Цветаева (Сводные тетради. Тетрадь 1, 1932-1933). (2) Что такое Православие? Что есть Евхаристия http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=490,section=,fullview=1 (3) Дискуссии о духовном http://www.blagovestnik.ru/dis/index.htm, http://guestbook.net.ru/cgi-bin/book.cgi?user=Evangelist (4) (Христианская миссия Контакт с Богом. Доктрина и ДЕКЛАРАЦИЯ ЦЕРКВИ) (5) КРЕЩЕНИЕ http://rusbaptist.stunda.org/rogoz-3.html (6) Православная Удмуртия pravosludm.narod.ru/oldv/Nomer1/str2.html (7) Катехизис Католической Церкви WWW.CATHOLIC.RU: http://ccc.r28.ru/1322.html (8) Православная газета №7 (184) 2002 http://orthodox.etel.ru/2002/07/a-q.htm (9) Диакон Кураев. Была ли Тайная Вечеря последней? (10) Свящ. С. Тышкевич КРАТКИЙ КАТИХИЗИС(1) РИМ - 1942 С разрешения Церковных Властей ГРОТТАФЕРРАТА (Рим) - Типография О.О.Василиан (11) Большой Катехизис д-ра Мартина Лютера. (12) Песнь 9 Сайт иеромонаха Амвросия (Тимрот) http://www.wertograd.narod.ru (13) Службы http://xrampg.obninsk.ru/slugbi.htm (14) Благовенствие от Фомы. Библиотека духовной литературы. http://www.sacrum.ru/Christ/thomas.htm (16) Жертва http://www.nashidni.com/Archive/1999/1626/ZHERTVA.htm (17) Схимонах Никодим. Дневник о молитве http://www.hesychasm.ru/library/praksis/nikodim.htm (18) "Путь веры" № 9 - рубрика "Правда о Православии" http://users.mark-itt.ru/sch/n9/truth.htm (19) Журнал Московской Патриархии, №1, 1997г. Профессор МДА И.В. Попов (20) Б. Рассел ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ Глава XIII СВ.ФОМА АКВИНСКИЙ (21) Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. М., 1994. С. 255. (22) Таинство причащения, или евхаристия. Литургия.ру по благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, архиепископа Белгородского и Старооскольского, Председателя Миссионерского отдела Московской Патриархии (23) Мученичество Св. Поликарпа, епископа Смирнского http://www.freedomsing.org/ecf/muchen.htm (24) Святаго Василия из 27 главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию Святоотеческое наследие Правила Святых Отец (из Главы Книги о Святом Духе) 91. (25) Евангелие Истины Библиотека Наг-Хаммади на русском языке - Русская апокрифическая студия. www.tower.vlink.ru/nag_hammadi/ev_istiny.shtml (26) Сайт Вознесенско-Георгиевского Храма ЖИТИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО. http://www.vgx.orthodoxy.ru/collect/book11.shtml По изданию МОСКВА Тип. Высоч. утв. Т-ва И.Д. Сытина, Валовая ул., свой д. 1896 г. (27) П. Д. Успенский "В поисках чудесного" (28) БОГОСЛУЖЕНИЕ ВРЕМЕНИ III ВЕКА Око церковное http://www.liturgica.ru/bibliot/alymov/alymov08.html (29) СЕ, СТОЮ У ДВЕРИ И СТУЧУ Irina Ball http://www.iisusbog.com/page55.htm (30) Православное богословие образов: Теодор Студит и Никифор http://ksana-k.narod.ru/Book/mejweb/027.html
|