|
«Говорят, что они, не знаю по какому нелепому убеждению, почитают голову самого низкого животного – голову осла: религия, достойная тех нравов, из которых она произошла. ... Другие говорят, что эти люди почитают половые органы самого предстоятеля и жреца и благоговеют перед ним... (или наоборот - Absentis). Не знаю – может быть, это все ложно, но подозрение очень оправдывается их тайными ночными богослужениями... То, что говорят об обряде приема новых членов в их общество, известно всем и не менее ужасно. Говорят, что посвящаемому в их общество предлагается младенец, который, чтобы обмануть неосторожных, покрыт мукой, и тот, обманутый видом муки, получив предложение сделать невинные будто удары, наносит глубокие раны, которые умерщвляют младенца, и тогда – о нечестие! – присутствующие с жадностью пьют его кровь и разделяют между собой его члены. .... собираются для совместной трапезы со всеми детьми, сестрами, матерями, без различия пола и возраста»
цитата из М.Минуций Феликс, «Октавий» (цитируется речь М.Корнелия Фронтона, 143 г.)
from forum:
В начале III века н. э., христиане (в т. ч. александрийский епископ Климент Александрийский и римский папа Сотер) признавали, что в их чистых, давно отказавшихся от пролития человеческой крови рядах, существует множество еретических сект. Перечень достаточно выразителен. «Карпократиане поедают своих детей; то же самое делают манихеи; монтанисты пекут хлеб из муки и крови младенцев; гностики варят и едят человеческих зародышей; а евхиты собираются через девять месяцев после своих мерзких сексуальных оргий и сьедают младенцев, зачатых на них» [Тайны тысячелетий. Т. 1. М.: Вокруг света, 1996, с. 70, см. также А. Б. Ранович. Первоисточники по истории христианства. Античные критики христианства. М.: Политиздат, 1990, с. 223 - 224]. В чем же тогда клевета Фронтона? Как правоверный язычник он, конечно, плохо разбирал, какие христианские общины: "ортодоксальные", а какие - "еретические". (см. также, что говорит Епифаний - Absentis)
Несколько слов о наиболее часто встречаемом опровержении интересующего нас в данном потоке обвинения: христиане «стали жертвами давней традиции приписывать отличающемуся верой и обычаями меньшинству то, что большинство считает самыми отвратительными из человеческих пороков» [Тайны тысячелетий. Т. 1. М.: Вокруг света, 1996, с. 70]. С этой же точки зрения считаются ложными и обвинения ортодоксов в адрес еретических общин. Исходя из такой логики, уличить христиан в ритуальном поедании младенцев можно только при получении "царицы всех доказательств" - признания обвиняемого. Имеется ли такое признание со стороны ортодоксального христианства? Да, имеется.
В 370-379 гг. городом Кесарией (в Азии) управлял епископ Василий, позднее прозванный Великим и причисленный к лику святых. Одной из заслуг святого была выработка одного из канонов христианской литургии. "Литургия Василия Великого, хотя и в сильно измененном виде, до сих пор по некоторым дням имеет место в рим. католич. церкви" [Словарь античности. М.: Внешсигма, 1992. - С. 93]. После канонизации святого было составлено его официальное "Житие".
Вот, дословное описание того, как выглядела литургия христианского епископа конца IV века в не измененном виде. «Когда он совершал однажды службу, один иудей захотел проникнуть в тайну его служения и войдя в церковь, вдруг увидел, что у Василия в руках ребенок, которого он разрезал ножом и причащал им верных. Причастился с ними и иудей и, унеся часть домой, увидел, что это были настоящее тело и кровь. Он показал их своей жене, и они оба, уверовавши, пришли к Василию Великому и приняли от него крещение со всем их домом» [Житие Василия Великого, основателя христианской литургии. Синодальное издание 1827 года]. Еще более любопытен комментарий редактора XIX века к этому удивительному (с т. зр. современных представлений о раннем христианстве) сообщению. Не высказывая ни малейших сомнений в его истинности и нисколько не удивляясь отсутствию осуждения людоедства со стороны автора жития, редактор просто отсылает нас к Житию святой мученицы Феоктисты, где мы можем прочесть, как один рыбак принес ей в коробочке часть "святых и престрашных тайн" для причащения. Нет, редактор не обвиняет мученицу в поедании младенцев. Он объясняет каким образом иудею удалось вынести из храма и донести до дома необычные "святые дары".
Самое любопытное в «Житии...» не сообщение о людоедстве одного из наиболее почитаемых
христианских святых. В его основе могли лежать вздорные слухи, клевета и т. п. Но
чем можно объяснить реакцию на «слухи» церковных властей? Церковный собор канонизирует
Василия Великого, новому святому сочиняют житие, житие принимается в качестве канонического.
Ничего необычного в причащении младенцем собор не видит. В 1827 году русский Синод
издает это Житие в переводе на церковнославянский. Единственное, что он считает
нужным пояснить - это технические детали, суть сообщения, по мнению православного
Синода, ничего странного не содержит. Наконец, житие издается на русском языке,
т. е. для широкого круга читателей. Рассказ о любопытном иудее... в перевод не включен.
Логичный вывод - негодующая реакция христианской церкви на "клевету язычников" не
совсем искренна.
Т. о. информация об использовании ранними христианскими общинами тел младенцев в
качестве "святых тайн" находит подтверждение в трех независимых источниках: официальной
обвинительной речи, произнесенной юристом в римском сенате (и, учитывая то, что
мы знаем о римском праве, базирующейся не на слухах), работах христианских апологетов,
посвященных критике отдельных направлений христианства, каноническом житие одного
из христианских святых. С большой степенью вероятности можно предположить, что в
основе ее лежат какие-то реальные факты.
Evgeny 23-3-2002
См. также «Кровавые младенцы в в Священных Текстах»