|
|
Продлить жизнь материального тела! Вот идея, веками объединяющая самые сомнительные личности. (православный конспиролог Юрий Воробьевский) |
Жить долго или «вечно» люди хотели всегда. На протяжении человеческой истории существовало множество мифов, повествующих о достижении бессмертия. Особенно распространенным был миф об источниках живой воды. В средневековье от сказок о живой и мертвой воде перешли к практике - только ленивый не искал «Эликсир Жизни». Во многих алхимических лабораториях Европы и арабского Востока неустанно велись поиски субстанции, продлевающей жизнь. А пока одни такие прославленные ученые, как Парацельс и Роджер Бэкон пытались изготовить эликсир, другие задавались вопросом, почему люди вообще умирают. Блаженный Августин, известный богослов IV столетия, додумался, например, до следующего шедевра христианской мысли - человека делает смертным деторождение. Кто не заводит детей - тот не умирает.
Издавна были известны и другие способы продлить свои дни. Взять хотя бы древнеримскую эпитафию «Эскулапу (бог медицины у римлян) и здоровью от Л. Клавдия Геримпа, который прожил 115 лет и 5 дней с помощью дыхания юных женщин, на удивление лекарям. Старайтесь жить, как он». Упомянутый способ омоложения применяли знаменитый царь Соломон и король Фридрих Барбаросса. Старея, они приказывали класть к себе в постель молодых девушек. Существует старинный рисунок, изображающий Соломона на ложе с двумя девицами по бокам. В средневековье теорию омоложения при непосредственном содействии юных девиц доработал мюнхенский врач Иоганн Генрих Кохаузен. Его научный труд под названием «Возрожденный Гермипп» (Hermippus Redivivus) пользовался изрядной популярностью, а некоторые предприимчивые парижане даже наладили поставку молодых девственниц безупречной репутации в постель к омолаживающимся старцам по 18 франков за ночь. Полный курс включал в себя 24 дня «прогреваний». Считалось также действенным пить молоко из груди молодой женщины. Существовали в средние века и более оригинальные рецепты омоложения - например, употребление водки, настоянной на лунном свете.
Главенствовала же над всем идея омоложения через кровь, которая, несомненно,
так же стара, как и сама мифология. Страх перед «жидкостью жизни», потеряв которую
человек умирает, привел к приравниванию понятий «кровь» и «жизнь». Древние люди
верили, что в крови находится душа человека, и любое кровопускание воспринимали
как частичную потерю души. Со временем это привело к представлениям, что этой «жизненной
силой» можно делиться. Овидий Назон писал в своих «Метаморфозах» о целительных свойствах
крови. В сочинениях Плиния и Цельсия сообщается о том, что больные или пожилые римляне
пили кровь умирающих гладиаторов, поскольку считалось, что она обладает омолаживающим
действием. Римские старики пили кровь только что убитых гладиаторов прямо
с пола арены или, добыв ее из вен молодых рабынь, смешивали с молоком и тоже пили.
Скифские воины пили кровь первого убитого им врага, чтобы продлить свою жизнь. Возможно,
поэтому с древних времен и начала складываться легенда о вампирах? Еще во времена
Тиберия существовал ассиратум - целебный напиток из вина и человеческой крови. Со
временем такой способ омоложения наложился на «способ с девами», и стало считаться,
что омолаживаться лучше именно «безгрешной» кровью девственницы, иначе ничего не
получится. Также мог сгодиться и юноша помоложе. Распространились представления
об омолаживающем действии ванн из крови. В средневековье такие верования заметно
усилились под воздействием доктрины христианства. В омолаживающее действие крови
верила не только паства - верили сами служители культа.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. (Иоанн 6:54) Христос позвал нас на "вечерю бессмертия" (св. Климент Александрийский. Строматы 7, 3). |
Христианские священники традиционно верили в особые свойства крови. Причащения кровью - путь к бессмертию. Ф. Андахази в своем скандальном «Анатоме» описывает такие методы лечения пап:
В тот же вечер, на исходе Дня всех святых, была убита первая
из пяти девочек.
Прежде чем сделать глоток напитка, приготовленного из крови, Его Преосвященство
помолился за душу девочки, которая наверняка прибудет в Царствие Небесное прежде
его собственной, и порадовался ее короткой счастливой судьбе.
- Аминь, - шепнул папа и осушил кубок до дна.
Трижды в день Павла III кормили грудью, трижды в день он до последней капли выпивал напиток из молодой крови, лично приготовленный новым врачом. Через неделю, когда здоровье папы начало улучшаться, Матео Колон смог вздохнуть с облегчением. В самом лечении, не считая нескольких деталей, не было ничего нового. Престарелому папе Иннокентию VIII, который был известен тем, что публично признал себя отцом трех детей - Франческетто, Баттистины и Теодорины, - врач тоже предписал подобное лечение, хотя и без особого успеха. (Фредерико Андахази. Анатом. День невинно убиенных)
Соотносится ли с реальностью описание из "Анатома" или это просто выдумка автора? Современники действительно подозревали Папу Иннокентия VIII (как и короля Людовика XI) в том, что те прибегали к подобному лечению и принимали ванны из крови, желая омолодиться. Папе кровавые методы омоложения, правда, не помогли:
Дряхлый папа Иннокентий VIII пытался вернуть себе молодость с помощью вливания крови, взятой от десятилетних мальчиков. Мальчики погибли от кровопотери, а вслед за ними скончался и сам папа. Ванны из человеческой крови считались действенным средством против проказы и слоновой болезни... (Т.И. Грекова. Атеизм и медицина. 1983)
Итак, в средние века кровь не только «отворяли», но и «вливали». Почему я взял слово «вливали» в кавычки? Потому что с современным способом переливания эта процедура не имела ничего общего. Рассмотрим случай с Иннокентием VIII (в миру - Giovanni Battista Cibo) подробнее, поскольку этот Папа наиболее известен; благодаря ему погибли миллионы людей.
Папа Иннокентий VIII (1484-1492), слывший как «невежественный и грубый развратник, мечтавший лишь о женщинах, вине и деньгах» (проф. С. Лозинский), прославился многими деяниями, самые известные из которых - его булла о ведьмах 1484 г. «Summis desiderantes affectibus» («С величайшим рвением»), утверждающая, что ведьмы расплодились по всей Европе, а Церкви и христианской вере грозит смертельная беда. «Определить даже приблизительное количество жертв буллы Иннокентия VIII нет возможности» (проф. С. Лозинский). Через пару лет два немецких инквизитора, Генрих Крамер (Инститорис) и Яков Шпренгер под чутким руководством Папы выпустили пресловутый «Молот ведьм», стоивший жизни миллионам людей. «Не верить в деяния ведьм - величайшая ересь» ("Haresis maxima est opera maleficarum non credere") - утверждала самая мрачная книга в человеческой истории. На Папу также имеют зуб любители травки (Папа объявил коноплю сатанинским символом) и кошки (после характеристики Папы о них: "языческие звери, состоящие в союзе с дьяволом", большая часть кошек в Европе была уничтожена, что вызвало размножение крыс с чумной блохой, отчего погибло пол населения Европы, см. здесь).
Итак, к 1492 году ослабевший шестидесятилетний Папа, подверженный летаргическим или каталептическим трансам (его даже пару раз принимали за мертвого), пытался омолодиться. Несмотря на свою, выраженную в трех буллах, ненависть к колдовству и «ворожеям», сам Папа мистическими ритуалами отнюдь не брезговал. Убедившись, что молоко из женской груди и молодые девственницы (а по циркулирующем тогда по Риму слухам и ванны из крови) не сильно ему помогают, он решил использовать «старый проверенный способ» и поручил врачу взять «молодую кровь» у трех «невинных юношей». Десятилетним мальчикам за кровь заплатили по дукату, которые им, однако, не понадобились - крови было взято так много, что все трое от такой флеботомии умерли.
Кровь убиенных мальчиков на пользу Папе не пошла - он умер в том же году, 25 июля, оставив на столетия Церкви неблагодарную задачу дискредитировать историков, описавших такие методы лечения понтифика. И по день сегодняшний в любой энциклопедической статье о современнике Папы, юристе и историке Стефано Инфессура (Stefano Infessura, 1435-1500), присутствует ссылка на мнение католической энциклопедии, призывающее не особо доверять Инфессура в части «наветов на пап», поскольку историк был, якобы, антипапистом. При этом мы помним, что других «еретиков», высказывающихся против раболепства перед папой - Яна Гуса, например - Церковь доставала и сжигала аж в далекой Праге. А тут Инфессура в Риме, под носом у Папы, пишет о причащении понтифика младенцами, и ...ничего не происходит. Можно предположить, что само по себе «омоложение через кровь» было настолько обыденно в тот момент, что не вызывало даже удивления. Вот то, что три мальчика умерло - это уже прокол, и Папе пришлось «переводить стрелки» на врача, проводившего кровопускание. Врач, которому удалось убежать, на удачу оказался евреем, и стоит подумать - не здесь ли подросли корни страшилки о «крови невинных младенцев»?
Но вернемся к термину «переливание» - что он означал, если известно, что переливаний из вены в вену тогда еще никто не делал? В средние века и на заре эпохи Возрождения переливание крови в сосуды человека не применяли, поскольку никто и не знал, куда и зачем она течет. Мигель Сервет, сделавший первую попытку описания кровообращения, был христианами за это сожжен, а при отсутствии правильных представлений о движении крови в организме (вплоть до работы У. Гарвея) переливание крови практически применяться не могло. Сейчас об этом многие подзабыли, но метод «омоложения» тогда был прост - кровь, приготовленную особым образом, просто выпивали.
Древнеримский врач и естествоиспытатель Гален выдвинул теорию кровообращения, оказавшую большое влияние на развитие медицины в средние века. Гиппократ считал, что кровь может переменить душевные свойства больного и поэтому рекомендовал пить кровь больным, страдающим целым рядом заболеваний с нарушением психики. (к.м.н. Л.Е. Горелова РМЖ, Том 10 № 25, 2002 http://www.rmj.ru/rmj/t10/n25/1163.htm)
Собственно, оральное потребление крови в лечебных целях существует и сегодня: взять хотя бы детский гематоген - препарат из высушенной крови крупного рогатого скота с добавлением сахара и молока. Именно так Папа, для продления жизни которого было приготовлено лекарство из крови трех детей, себе эту кровь и «переливал» - через рот:
В 1498 г. было произведено «переливание» крови дряхлому и больному папе Иннокентию. «Врач взял кровь трех десятилетних мальчиков, которые вскоре после этого умерли, приготовил из этой крови химическим способом лекарство и дал пить на здоровье понтификсу». Лечение папы кончилось полной неудачей. Папа умер, несмотря на то, что ему в жертву принесли трех детей. Врач спасся бегством. (к.м.н. Л.Е. Горелова. Русский Медицинский Журнал. Том 10 № 25, 2002 http://www.rmj.ru/rmj/t10/n25/1163.htm)
Период в истории медицины, когда с лечебной целью употребляли кровь, получил название «периода вампиризма». Считается, что он длился вплоть до начала эпохи Возрождения, но отдельные эпизоды известны и позднее.
В отличие от быстро умершего Папы, достаточно долго прожила венгерская графиня Елизавета Батори; чтобы не стареть, она в тайных комнатах раз в два дня принимала кровавые ванны, погубив для этого 650 крепостных девушек.
Но самым лютым искателем бессмертия (из тех, кого удалось разоблачить) был маршал Франции Жиль де Ре. Бесстрашный воин, герой, ближайший друг и помощник Жанны д'Арк и глубоко верующий набожный христианин, - в своем замке убил и расчленил более 800 крестьянских детей и почти 200 женщин. В конце концов, весть о преступлениях маршала дошла до его сюзерена, герцога Бретани, и Жиль де Ре был арестован. На суде он признался, что искал в крови и плоти людей «эликсир вечности». Затем барон де Рэ публично покаялся в своих злодеяниях, там же в зале суда опустился на колени перед распятием и со слезами на глазах попросил прощения у Бога. После чего «был повешен за шею, пока наступила смерть, и затем предан огню». Память о маршале, сгоревшем на площади в Нанте, осталась навечно - его каннибальско-вампирские «опыты» легли в основу сказки о Синей Бороде...
Употребление крови внутрь, казалось, не всегда давало желаемый эффект, поэтому позже стали делаться попытки прямого переливания. Пробовали переливать кровь людям от других людей и даже от животных. Если раньше старцы, как обычно было принято, переливали с целью омоложения кровь юношей через «поедание», то со временем методы изменились: в середине XVII века французские врачи стали предлагать старцам обновить «старую кровь» молодой через прямое переливание — как молодое вино в старые мехи, однако это помогало еще меньше. Чаще всего такие переливания крови заканчивались трагически. Вместо юношей переливания крови могло производиться от молодых ягнят или овец. Вот и гадай теперь, натуральная овца изображена на гравюре, или это просто символ "овцы Господней"?
Отмечу здесь, что безопасное переливание крови стало возможным только лишь с середины XX века, с открытием групп крови и резус фактора. Базисом развития современной науки о переливании крови послужила мысль, высказанная в 1901 году сотрудником Института патологической анатомии Венского университета Карлом Ландштейнером о причинах склеивания и выпадения в осадок эритроцитов одного человека сывороткой другого (изогемоагглютинации). Ландштейнер пришел к выводу о существовании трех групп крови - О, А и В. После идеи Эмиля фон Дунгерна о наследовании групп крови и подтверждения этого в 1924 г. математиком Б.А. Бернштейном, открытие Ландштейнера было отмечено Нобелевской премией в 1930 году. Резус-фактор крови был открыт и того позже - в 1940 году (Ландштейнер, Винер, Левин). До того же времени безопасно можно было «переливать» кровь только как раньше - через рот.
«Нет выше дела на земле, как дело совершения Литургии и причащения народа Святых Тайн Тела и Крови Христовых» (святой Иоанн Кронштадтский). |
Мысли о причащении кровью с целью обрести «жизнь вечную» оставались сильны и в России XX века. Всенародно чтимый пастырь и праведник, Св. Иоанн Кронштадтский, для которого была «одна сладость – Христос», вопрошал свою паству так: «чувствуешь ли ты духовную алчбу и жажду вкушать жизненный, сверхъестественный колос и зерно двурасленное, естественно-жизненное, – Плоть и Кровь Христа Жизнодавца, истинного небесного Хлеба, дающего жизнь миру? Если не чувствуешь этого спасительного глада, то, значит, ты духовно мертв». Но не все современники праведного Иоанна были так помешаны на крови, что Святого сильно расстраивало. «Сколько же этих мертвецов в России, в Православной Церкви, не чувствующих этой спасительной жажды?» - восклицал он. Благодаря вдохновенным проповедям Святого Иоанна его паства прониклась вампирскими мыслями настолько, что стала доставлять неудобства самому Иоанну - за его кровью стали охотиться.
«Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь [Иоан. 6, 54] - эти слова то же значат, что я сам весь пребываю в этих двух видах причащения - в плоти и крови, они мои по тесному общению со мною, как плоть и кровь человека с душою человека, живущего в них, ибо душа проникает все тело и всю кровь». (Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе: http://hamburg-hram.de/ioann/tom1/slovo-584.html)
Иоанн настолько красноречиво проповедовал Евхаристию, подобно съеденным миссионерам, несшим Слово Божие племенам каннибалов, настолько убедил свою паству в том, что сам Господь уже живет внутри него, что христиане стали стремиться причаститься не Святых Тайн из рук отца Иоанна, а крови самого преподобного Кронштадтского. Отныне отцу Иоанну и стоявшим с ним рядом служителям во время причащения приходилось зорко следить, не притаился ли среди прихожан и приезжих тот, кто искренне поверил Иоанну и считает теперь, что отец Иоанн есть воплощение Иисуса Христа. Праведного батюшку кто-нибудь мог резануть ножом и припасть к ране ртом, чтобы напиться «крови вечной жизни». Частенько бывали случаи, когда поклонники и поклонницы, прозванные позже «иоаннитами», кусали батюшку за палец, дабы приобщиться его святой крови. Один раз женщина, обезумев от религиозного экстаза, сломала отцу Иоанну палец, стремясь оторвать его. Даже через двадцать лет после смерти св. Иоанна его поклонники продолжали верить в ту силу Причастия, которую им проповедовал их пастырь.
Широко распространившаяся пропаганда такого вампиризма озаботила даже Церковь, которая вынуждена была рассмотреть этот вопрос на так называемом «Кочующем» Соборе в Ельце в 1928 г., поскольку проблема с иоаннитами была очень серьезна, и далеко не все из других частей ИПЦ хотели их видеть в «лоне матери Церкви» (9). Собору пришлось указать в постановлении:
8) Отец Иоанн Сергиев Кронштадтский есть человек, исполненный пророческого дара и орган Духа Святого, но он не есть воплотившийся Дух Святый, никакой иной, как хульно глаголют неразумные новые еретики. Кто не мыслит так: Анафема".
9) Все иоанниты, исправившие свое заблуждение, принимаются через покаяние, как это делалось в 1923, 1926 и 1927 годах. Все хиротонии, совершенные преосвященным Димитрием еп. Гдовским в 1927-1928 гг. из иоаннитов, признать, бо суть они наши братья". (цит. по Архиепископ Амвросий (9)
В деле возвращения вампиров - «иоаннитов» в Церковь неожиданно помогли коммунисты, закрыв в 1923 г. Спасо-Иоанновский женский монастырь на Карповке (где находились мощи о. Иоанна Кронштадтского), а в 1926 г. вскрыв гробницу Иоанна Кронштадтского «в целях пресечения паломничества» и изъяв его останки в присутствии родственников. «Сие новое событие еще более подействовало на иоаннитов, и их Ораниенбаумская община (вместе с некоторыми другими) также присоединилась. После декларации митрополита Сергия в 1927 г. присоединение иоаннитов стало повальным» (9). Церковь выполнила поставленную перед ней Собором задачу - «вампиры-отщепенцы» вернулись в ее лоно...
Ровно в это же время «тайнами крови» заинтересовались сами коммунисты. 26 февраля 1926 года по инициативе Александра Богданова (Малиновского) в Москве был открыт первый в мире Институт переливания крови. Сам Александр Богданов (1873-1928) и стал его первым директором. Но не интересы науки стояли за фасадом этого предприятия. Проблемами крови новоиспеченный директор заинтересовался уже давно - еще в 1908 году в своем романе "Красная звезда" он развивал свою теорию о возможности дополнения социализма взаимным обменом крови. Согласно идеям этого романа-утопии обмен кровью был призван создать из человечества братство, соединенное не только общей идеей, но и общей кровью - во вполне физическом смысле. Просто как в Маугли: «Мы с тобой одной крови - ты и я!» Так в коммунистической мистике отразилась идея причащения кровью, издавна присущая человечеству и поддерживаемая на притяжении последних двух тысячелетий христианством. Ответ, полученный главным героем книги Богданова, был таков: «кровь одного человека продолжает жить в организме другого, смешиваясь там с его кровью и внося глубокое обновление во все его ткани».
Много лет Богданов активно разрабатывал свою идею обмена крови. В задуманной им серии работ, которую с 1927 года начал издавать созданный им Институт переливания крови, первой вышла работа с характерным названием «Борьба за жизнеспособность», в которой он на более глубоком теоретическом уровне переработал свои идеи начала века. Богданов усиленно интересовался эффектами взаимных переливаний крови (пол-литра - литр) между больными и между больными и здоровыми людьми, а также использованием для переливания трупной крови.
Идея обмена кровью, не смотря на ее принципиальную роль для Богдановского проекта построения нового общества, не принадлежала только социалистической мысли. Она теснейшим образом была взаимосвязана с интеллектуальными построениями своего времени, политическая природа которых часто была далека от социализма. В частности, она была связана с естественнонаучными рассуждениями о смерти, старости и омоложении организма, развиваемыми некоторыми физиологами рубежа XIX и ХХ веков. (проф. Д.В. Михель. Переливание крови в России, 1900-1940)
От института Багданова многие ждали выдающихся результатов. В 1935 г. С.И. Спасокукоцкий в кратком историческом обзоре о переливаниях крови, где упомянул о Медее переливающей кровь старцу Пелиасу в «Метаморфозах» Овидия, о неудачной трансфузии папе Иннокентию VIII (1492), об опытах Дени во Франции с переливанием человеку крови ягненка (1667) и т.д., написал о Богданове: «С 1926 г., с момента организации Центрального института переливания крови в Москве, по инициативе А.А. Богданова начинается широкая научная разработка различных сторон вопроса и планомерное внедрение метода на территории всего Союза».
Но судьба жестоко посмеялась над доморощенным «обновленцем крови» - в марте 1928 года Богданов решил «омолодиться» кровью студента МГУ Л.И. Колдомасова (под благовидным предлогом излечения студента от туберкулеза). Вечером 24 марта 1928 года было проведено взаимное переливание, каждому около литра. Вскоре у обоих развились тяжелые осложнения, и Богданов благополучно умер. Точно как пресловутый Папа Иннокентий. Вероятно, смерть директора Института переливаний крови была вызвана несовместимым резус-фактором крови - еще неизвестным тогда науке явлением. Студент, правда, выжил.
Идея же вместе с Богдановым отнюдь не умерла. Один из его сотрудников, будущий академик Академии Наук СССР с 1932 года, А.А. Богомолец (1881-1946), в памятной статье о Богданове высоко отозвался о его концепции обмене кровью. В 1928 г. он писал: «Особое место в работах А.А. Богданова занимает проблема борьбы с изношенностью организма посредством «обменных переливаний крови». Таким образом, «кровь, как разновидность соединительной ткани, по мысли Богомольца, вполне могла быть омоложена» (8). Полагаю, А. Богомолец решил, что «дух» или душа его учителя Богданова переселилась в тело студента, точно также, как Христос переселился в Апостолов и стал «ходить в них».
Надо заметить, что все эти мистические «переливания крови» и «переселения душ» все же в целом были не особенно популярны в СССР. В первые годы советской власти переливание крови вообще было запрещено. Донорство также было запрещено. В основном по двум причинам: медицинской, вполне реальной, - это осложнения, которые могут быть при переливании, и идеологической - когда донорам давали питание, платили деньги, то некоторые коммунистические идеологи расценили это как продажу части человеческого тела, и стало преобладать мнение, что донорство - это проституция.
После смерти Богданова те же идеологи стали трактовать переливание крови для омоложения организма как буржуазный вампиризм, которому опять же не могло быть места в Советском Союзе. Типичным примером такого вампиризма, как указывает проф. Михель, можно считать опубликованное в 1935 г. в журнале «Огонек» стихотворение Ю. Казарновского «Вампир» из цикла его стихов «Запад». Оно было откликом на (возможно вымышленное) сообщение в «Дейли Геральд» о случае 150 переливаний, которые сделал себе некий богатый ирландец. (8)
Итак, со временем концепция Богданова перестала открыто приветствоваться коммунистическими властями.
Надо отметить, однако, что в 1930-е годы идеи о роли переливания крови в деле омоложения организма становились все более непопулярными, хотя такие крупные физиологи, как Богомолец все еще и высказывали их в почти неприкрытой форме. Мысли о том, что естествознание является ключом к улучшению человека и общества, подверглись всестороннему порицанию. Наиболее известной страницей этой истории стала судьба евгеники в СССР. Реже вспоминается по этому поводу случай концепции омоложения посредством переливания крови. (8)
Эта цитата проф. Михеля вполне может объяснить, почему коммунисты отвернулись от идей Богданова. Дело в том, что Богданов их ввел в заблуждение. Изначально власти поддержали открытие института совсем по другой причине. Причине такой же иррациональной и мифологической, но вполне соответствующей декларируемой коммунистической идеологии «равенство-братство». Это была та самая первоначальная концепция Богданова о «перемешивании крови». Здесь можно увидеть то различие, тот самый «мистический» конфликт с Германией. Национал-социалистическая партия боролась за «чистоту арийской крови», а коммунистическая - за интернациональное «перемешивание». Причем все это не столько на идеологическом и теоретическом уровне, как на физическом. Если Германия призвала на помощь евгенику, то СССР должен был ответить массовым «перемешиванием крови» с помощью института Богданова. Так что противостояние с Германией имело и такую - полностью мистическую и мифологическую причину. А о «мистическом социализме» и «мистическом национализме» руководств Германии и СССР сейчас уже известно достаточно - все эти бесконечные походы в Шамбалу, копье Лонгина, учение «огня и льда» и прочие «Аненербе».
Но Богданов, как оказалось, власти подвел. Ибо стареющий директор забросил свои ранние утопические идеи «равенства крови» и в глубине души озаботился уже не мистическим «перемешиванием крови», а все тем же пресловутым личном «омолаживанием».
В последний период жизни Богданов всецело отдался той области, в которой он получил образование – медицине, и здесь поставив перед собой в высшей степени оригинальную задачу – путем переливания крови добиться омоложения человеческого организма. (Г. Юдин. История советской науки как процесс вторичной институциализации)
Зря, конечно, Юдин называет это желание Богданова «в высшей степени оригинальной задачей». Как я показал выше, более тривиальной мысли человечество за всю свою историю родить не смогло. Концепция Богданова ничем не отличалась от верований любого папуаса Новой Гвинеи и от чаяний средневековых монахов. «Этот пример, - продолжает Юдин, - как и пример с евгеникой, свидетельствует о том, что процесс деинституционализации науки, происходивший в это время, имел определенную направленность, если не логику». Логику таких «примеров» я достаточно показал выше. Она кроется в мифологичности сознания большинства людей, как бы они ни пытались (подобно Богданову) рационализовать свои мысли, пытаясь подвести под них «научную базу». Также не оригинальна и идея «кровного братства». Все эти «братания кровью» из разрезанных рук в голливудских фильмах - оттуда же. «Обмен кровью» через ее выпивание также архетипичен. «У некоторых народов есть обычай кровного братства. Двое или несколько человек смешивают свою кровь в одном сосуде и затем пьют из него» (Гурдижиев).
Откуда же в 20-ом веке у самого Богданова, как и у многих других коммунистических идеологов, взялись все эти мысли о «перемешивании» и «омолаживании»? Да все оттуда же, корни всех их идей лежат в христианской мистике. Достаточно здесь вспомнить о розенкрейцерах и о «Благом Пеликане».
© Absentis 2006